12 ноября в Нью-Йорке состоялись выборы в Совет ООН по правам человека. Россия получила на них абсолютное большинство голосов — 176 стран из 192 участвовавших в голосовании отдали ей свои предпочтения. О планах нашей дипломатии на ооновском правозащитном направлении на следующий трехлетний срок РИА "Новости" рассказал заместитель министра иностранных дел России Геннадий Гатилов.
— Геннадий Михайлович, 12 ноября Россия была вновь избрана в Совет ООН по правам человека. Вас можно поздравить.
— За поздравления спасибо. Это заслуга всей российской дипломатии и подтверждение того, что неизменный курс нашей страны на развитие демократии, укрепление верховенства права и обеспечение более полного соблюдения всех прав человека признан мировым сообществом. Особенно приятно, что это событие произошло в год 20-летия Конституции России, которая прямо говорит, что человек, его права и свободы являются в нашем государстве высшей ценностью.
— Вы говорили, что 176 голосов, отданных за Россию, — хороший результат. Мог бы он быть лучше?
— Этот результат закономерен. Он означает, что наш предвыборный призыв — в случае избрания активно работать над тем, чтобы Совет функционировал в атмосфере диалога и сотрудничества, без политизации и конфронтации, — нашел отклик во всех региональных группах. Мировое сообщество нас поддерживает. Плюс-минус три-четыре голоса особой роли не играет.
— И все же мировая пресса не без ехидства отмечает, что Россия, Китай и Вьетнам на этих выборах опередили Великобританию и Францию, а официальный представитель госдепартамента США с нескрываемым сожалением отзывается о переизбрании в Совет России, Китая и Кубы. Наше возвращение в главный правозащитный орган ООН не всем по вкусу?
— Международные организации и их органы не должны быть инструментом или проводником политических устремлений того или иного государства. Это площадки для диалога и совместных действий. На них надо играть по правилам и партнеров не выбирают. Не всем это нравится. Кстати, те же самые США в 2006 году голосовали против создания СПЧ, три года бойкотировали его работу да еще и публично сравнивали с тонущим "Титаником". И ничего, избрались и работают. И мы с американскими партнерами готовы взаимодействовать по всему спектру вопросов правозащитной повестки дня.
— Россия возвращается в Совет на ближайшие три года. Будут ли какие-то изменения в наших подходах к его деятельности? Что необходимо привнести в его работу?
— Принципиальных изменений не будет. Даже когда Россия была наблюдателем в Совете, мы продолжали инициативную работу, вели дело к укреплению межправительственных начал в его деятельности, стремились, чтобы решения принимались с учетом мнения всех государств и групп.
Тревогу вызывает растущая политизация в работе СПЧ. Откровенно говоря, в прошлом году ее уровень зашкалил. Совет наступает на те же грабли, что и Комиссия по правам человека, которая была упразднена в 2006 году. Поэтому мы будем всерьез работать над возвращением в Совет атмосферы сотрудничества и выстраиванием его деятельности в соответствии с этим принципом.
— То есть сейчас атмосферы сотрудничества в Совете нет?
— У каждой страны есть проблемы с правами человека. Но многие государства и группы видят их только у других и пытаются с помощью правозащитной риторики достичь политических целей — изоляции, дискредитации, подрыва позиций соперников, а иногда и просто добиться уступок на других направлениях. Согласитесь, удобно установить свои собственные критерии соблюдения прав человека, объявить их универсальными и присвоить себе право судить исходя из собственных конъюнктурных предпочтений.
Результаты, правда, получаются плачевными. Во-первых, у многих появляются веские основания считать права человека инструментом, если не побочным продуктом, большой политики. Во-вторых, международные диалоговые площадки, важнейшей из которых является СПЧ, превращаются в политические ринги. Из-за этого страдает реальная работа по продвижению прав человека в мире.
Мы и многие наши единомышленники предлагаем разрешить эту проблему, сделав основой работы Совета, да и в целом правочеловеческого измерения ООН, равноправное и взаимоуважительное сотрудничество. Ответы на правозащитные вызовы имеет смысл искать только совместными усилиями, при этом надо понимать специфику каждой конкретной ситуации. Для этого нужен реальный диалог, а не обмен уколами и выпадами. Мы будем последовательно работать над искоренением в Совете практики "шельмования" отдельных стран по политическим мотивам и добиваться замены ее на конструктивное сотрудничество.
— Планируются ли какие-то новые инициативы в СПЧ?
— Планируются, но всех планов пока раскрывать не буду. Про сотрудничество я уже говорил. Продолжим вносить вклад в развитие международного права в области прав человека — совершенствовать наши резолюции по целостности судебной системы, произвольному лишению гражданства, традиционным ценностям, правам человека и спорту. Кроме того, приближается 70-летие победы в Великой Отечественной войне.
Многое предстоит сделать и в плане укрепления межгосударственного характера деятельности Совета, недопущения размывания его правил процедуры, улучшения методов работы. Здесь нам тоже есть что предложить. Так что следите за событиями в Женеве.