САМАРА, 14 ноя — РИА Новости, Георгий Портнов. Художник Андрей Березин в культурной жизни Самары занимает особое место. Он известен как один из самых влиятельных людей в искусстве региона, ярый фанат субкультуры байкеров и увлеченный реконструктор доспехов и исторических сражений.
В выставочном зале самарского отделения Союза художников России Березин в четверг презентует новую картину "Сарынь на кичку". Корреспондент РИА Новости поговорил с автором о всех сторонах многогранной личности художника.
Влюбленный в фольклор
Мастерская художника на девятом этаже завалена картинами, доспехами, средневековым оружием. Мой взгляд моментально привлекают полотна автора на стенах – их редко увидишь в галереях города. Художник не часто устраивает экспозиции.
Я узнаю "Троянскую кобылицу", в которой показана женщина в образе "троянского коня" — такую роль в понимании Березина играет дама в жизни мужчины. Рядом с ней — "История Красной Шапочки", где нет положительных персонажей: волк показан корыстным хищником, охотник – его двойником, а сама главная героиня – хитрой соблазнительницей.
В этой работе, как и в других картинах, Березин остается верен сюжетам сказок, мифов и легенд, в которых черпает вдохновение.
"Фольклор, как и любой художественный источник, сохраняет в себе истину, которая не меняется с течением времени", — поясняет художник. Осмотрев картины, мы переходим к беседе.
Художник
"Березины – единственная в Самаре семья художников, в которой три поколения посвятили себя изобразительному искусству, но мое желание стать художником в семье не приветствовалось. Отец пытался оградить меня от этого",- рассказывает Андрей.
По его словам, родитель знал о тяготах, которые несет профессия художника, и пытался уберечь сына от них.
Однако Березин настоял на своем и пошел в художественное училище. Правда, свои первые опыты в живописи Андрей считает "смешными". Но сомнения в своем таланте побуждали художника работать еще более напряженно.
"Один из моих любимых преподавателей в училище, Александр Федорович Пешков, как-то очень верно заметил: "Если можете не писать, лучше не пишите». Я не мог не писать", — рассказывает Андрей.
"Для кельтов Цернунн был богом леса и охоты, мужским покровителем. Для меня он служит доказательством языческих корней славян", — продолжает художник.
Язычество в представлении Березина – понятие не религиозное, а эстетическое, обозначающее то данное человеку "прекрасное" природное начало, которое живет в нем поныне.
Историческая картина
Это начало, воплощенное в образах волжского казачества, Березин выразил в своей новой картине "Сарынь на кичку". Она изображает казаков перед нападением на купцов.
"В основу картины легли события, происходившие в городе с XV по XVII века. Тогда Самара была скорее военной крепостью, чем населенным пунктом, и имела важное стратегическое оборонное значение: отбивала атаки кочевников и защищала границы государства. Но территории возле нее были убежищем разбойников, дезертиров и беглых крепостных, которые сбивались в ватаги и образовывали костяк казачества", — рассказывает Березин.
Одни казаки разбойничали и грабили торговые суда, другие – защищали границы государства. Березин увидел в них неугомонных, смелых и свободных защитников Руси и сделал их героями своей картины.
"Клич "Сарынь на кичку", по которому названа картина, бросали казаки в момент наступления. В одном из вариантов он переводится как команда "Рвань, наверх!" и сигнал всем находящимся в ладьях брать вражеские суда на абордаж. В другом варианте это приказ гребцам не попадаться под руку казакам, которые нападали на купечество. Это был настолько известный клич, что его звуки повергали Поволжье в трепет", — рассказывает Березин.
Реконструктор, преподаватель и байкер
Интерес к истории и легендам вылился у Березина в другое хобби – реконструкцию доспехов и исторических событий. Еще в 1970-х годах он мальчишкой ходил в военно-исторический клуб в Куйбышеве, где разыгрывал с другом Алексеем Филипповым бои на мечах.
Позже Андрей стал собирать литературу по реконструкции доспехов и средневековых боев и долгое время мастерил шлемы и латы крестоносцев X – XIII веков, устраивал с друзьями "побоища". В последние годы Березин отошел от увлечения и посвятил себя живописи. Тем не менее, он с радостью ездит на военно-исторические фестивали.
Параллельно с творчеством Березин преподает в Самарском государственном архитектурно-строительном университете рисунок, композицию и спецграфику. Для студентов он старший товарищ: они ходят к нему за советами, дополнительными занятиями, и в своей мастерской Андрей охотно делится с молодежью секретами мастерства. Порой он приносит свои работы прямо на занятия, чтобы объяснить воспитанникам технологию творчества и заодно, не теряя время, поработать над картиной.
Наравне с творчеством не менее важное место в жизни Березина занимает байкерская культура.
"Когда-то в поисках адреналина я пытался найти себе подходящее увлечение – ездил на охоту, прыгал с парашютом. Но меня зацепило не это, а мотоцикл. Меня привлекал свободный образ жизни", — вспоминает Березин.
Знакомые из байкерского круга долго не принимали Андрея, считая, что художник не готов к дорожным испытаниям. Первым мотоциклом Андрея стал "Урал": среди байкеров не ездивший на нем считался чужаком. Укрощение двухколесного "коня" стоило Андрею нескольких сломанных ребер.
А "Урал" сменился "Хондой", которую Андрей с друзьями переделал в стиле мотоциклов 1970-х годов и на которой во время байкерского сезона катается по городу с мая по октябрь.
"Байк для меня – способ побыть одному. Иногда, когда я устаю от людей и хочу остаться один, я сажусь на него и еду. Я стараюсь выбрать пустые трассы, чтобы почувствовать ветер, дующий в лицо", — рассказывает Березин.
Байкерский сезон этого года уже закрыт, мотоцикл ждет весны в гараже, а Андрей, сняв "косуху" с "цветами", вновь берется за кисть, чтобы воплотить на холсте еще одну историю из славного героического прошлого. Впереди у художника — выпуск нового каталога и масса работы над свежими замыслами.