С.-ПЕТЕРБУРГ, 18 апр – РИА Новости, Александр Кудрявцев. День знаменитого Ледового побоища (5 (18) апреля 1242 года), когда князь Александр Невский разгромил рыцарей Ливонского ордена, стал Днем воинской славы России. Этот праздник не пустая формальность – в России до сих пор много людей, искренне живущих той эпохой. Почему в 21 веке любят средневековье и как хобби может превратиться в профессию, рассказывает реконструктор и дипломированный историк Михаил Савинов, сумевший совместить любимое дело и заработок – магазин вещей средневекового быта в Петербурге.
Место для шага вперед
В реконструкцию он пришел в конце 90-х, в то время, когда исторических клубов было не так много. Место в рядах клубе русичей нужно было заслужить.
Сначала получасовой кросс. Потом час физподготовки и не слишком удачных попыток увернуться от громадного топора в руках опытного воина. Когда земля окончательно плывет под ногами и почти не дышат обожженные воздухом легкие, говорят "пора".
Чтобы стать кандидатом в чтущий традиции клуб, новичок должен по минуте сражаться с тремя подготовленными дружинниками. Задача – не упасть. Или хотя бы выжить.
Воины в шлемах и со щитами становятся в круг.
С новенькими аккуратны: вместо топоров и мечей у поединщиков деревянные дубинки. Претендент выбирает из клубного инвентаря щит по руке и шлем с наносником. Против — по очереди выходят трое закаленных в боях бойцов. На лицах плотоядные улыбки. "Свежее мясо!" — говорит первый, надевая шлем.
Страх выходит из тела вместе с кровью. Горячку боя гасит боль, адреналин превращается в невидимые крылья.
"Время!" – кричит судья.
Сдюжил, не упал, не расхныкался – принят в кандидаты. Раскис – давай, до свидания.
Светлое время темного средневековья
Историческая реконструкция раннего средневековья появилась в России в начале 90-х годов. Участники движения считают, что изучать и сохранять свою историю и традиции — необходимо. Все детали выбранной ими эпохи — оружие, костюмы, быт, хозяйственная утварь, предметы ремесел – аутентичны оригинальным образцам из раскопок.
Сегодня в России насчитывается около сотни исторических клубов, где "делают" средневековье, входят в них около 2 тысяч человек. Существуют и клубы любителей Древнего Рима, наполеоновских времен, Петровской эпохи, двух мировых войн и другие.
"Мой персонаж — представитель воинско-купеческого сословия раннего средневековья, тех людей, которые в определенных условиях мирно торговали, при иных обстоятельствах — могли взяться за оружие. Именно эти деятели торговых путей, в конечном счете, строили раннюю Русь — с ее ощущением свободы, предприимчивости, способности к переменам. Это время, когда нет устойчивых, застывших форм, но при этом есть традиционное общество, не испытавшее еще давления государства и религии", — говорит Михаил.
Реконструктор с десятилетним стажем согласен, что это хобби — одна из многочисленных форм бегства от современной реальности. Но бегство это иного рода, чем, например, компьютерные шутеры или пьянство.
Занятие реконструкцией может сделать человека лучше – развить мышление, расширить кругозор, закалить тело и дух, может свести человека с новыми друзьями, подарить роскошь человеческого общения.
"И бегут туда люди не потому, что жизнь к ним сурова. Большинство состоявшихся реконструкторов в жизни вполне успешны, у них денежная работа, счастливые семьи. Больше, наверное, из-за тоски по ощущениям – нужно нечто большее, чем то, что дает повседневность: риск, драйв, победы над собой", — уверен Михалка.
А для многих реконструкторов вся жизнь — семья и заработок – связана с "живой историей". Это и есть их реальность. Они не бегут, а, скорее, конструируют ее.
Приходят в движение фанатов средних веков люди самых разных профессий: историки, инженеры, журналисты, менеджеры и многие-многие другие. Все, кто не чужд романтики времени гордых мужчин и верных женщин из старинных преданий. Средний возраст – от 20 до 30 лет, хоть и бывают в дружинах и десятилетние "сыны полка", и седобородые мастера-старцы. Кто-то приходит драться, кто-то – учиться ремеслам. И каждый находит то, что искал.
Лучшее у лучших
Приторговывать Михалка стал очень давно, потом работал с первым в Петербурге реконструкторским магазином, но в ту пору был больше мастером, чем купцом, – шил на заказ кожаную обувь. После закрытия магазина увидел как-то случайно, что в помещении обувной мастерской сдается в аренду уголок с витринами. И подумал — а почему бы и нет? Благо связи есть, считай, со всеми интересными ремесленниками — от кузнецов до ткачих.
Товары купец брал у проверенных мастеров, которые в реконструкции чуть ли не со времен начала этого движения. С кем-то из ремесленников знакомился на фестивалях, кто-то пришел, узнав об открытии магазина. С известными магазинами мастера стараются связываться сами и предлагать на реализацию конкретный товар.
Магазинная наценка на вещи – самая разная. Около 10-15% для дорогих вещей, вроде искусно сделанных мечей и шлемов, до 100% — на мелочи: украшения, бусы, костяные изделия.
Ассортимент магазина ориентирован на ранее средневековье, это не только вещи восточных славян, но и оружие и доспехи степняков, викингов из Скандинавии. При этом популярностью среди "цивилов", то есть людей, к движению не причастных, пользуются и стилизованные под средневековые мотивы вещи, так называемые "стилизации". Вид таких товаров, не имеющих исторических прототипов, полностью зависит от фантазии мастера.
Берут продукцию магазина и "толкинисты", им красивые стилизации тоже по душе.
Трудности на первых порах были разные – и аренда высокая, и необходимость совмещать магазин с основной работой экскурсоводом в Военно-морском музее. Самой страшной трудностью для начинающего купчины стала, по его признанию, собственная лень.
Хобби стало приносить доход на втором году занятий, когда научился делать качественные вещи своими руками. Через два года после открытия стал доходным магазин, в лучшие времена доходность лавки составляла до 54%.
Раскрутка магазина, в основном, шла через интернет. Михалка оставлял фотографии вещей на продажу и координаты лавки на реконструкторских форумах. Когда появились социальные сети и коммьюнити фанатов, торговля пошла как по маслу.
"Самый эффективный способ раскрутки таких магазинов, да и не только их, но и любой подобной продукции для узкой аудитории – сарафанное радио. Об этом должны рассказывать друг другу сами люди, потенциальные, заинтересованные в качестве покупатели", — говорит он.
Самыми эффективными способами рекламы оказались людская молва и социальная сеть.
Лавка аутентичных вещей работала в трех формах: торговля шла в арендованном помещении, товары продавались через интернет, лоток с продукцией выставлялся на реконструкторских фестивалях. На выездных мероприятиях товары бойко расхватывали не только участники движения, но и обычные гости фестиваля – на сувениры.
В большинстве подобных магазинов основной доход приносит продажа льняной и шерстяной ткани — можно отправиться на исторический фестиваль без оружия и доспехов, а вот без рубахи – никак.
Самыми востребованными вещами из ассортимента магазина стали литые предметы, так называемое литье: пуговицы, пряжки для поясов, застежки для плащей. Хорошо расходились недорогие шлемы и металлические элементы для щитов – умбоны.
"Большинство известных мастеров — это талантливые самоучки, хорошо знающие "матчасть" и владеющие приемами ремесла — от ковки до работы с цветным стеклом", — говорит Михалка.
Уровень ремесленников и их расценки колеблются в широких пределах. Большинство вещей делается из современных материалов, но при этом они точно повторяют древние образцы по размерам, весу и внешнему облику.
Больше всего из мастеров зарабатывают литейщики – изготовление бижутерии гораздо прибыльнее, чем ковка оружия. Впрочем, и хороший кузнец, работающий, как конвейер, может получить за свою продукцию до 100 тысяч рублей и больше в месяц.
Кузнецы больше зарабатывают на латах для рыцарей времен позднего средневековья (так называемой позднятины), для которых требуется много дорогого железа. Здесь средние расценки гораздо выше, чем для фанатов раннего средневековья.
Ходячие музеи
Любовь к реконструкции средневекового быта обходится дешевле тому, кто не хочет тратить на нее деньги. А фанатик или фанатка всегда платят много, но просто за разные вещи: мальчикам дорого обходится оружие, девочкам – украшения и ткани.
Бедно одетая фестивальная девочка "носит на себе" около 6–7 тысяч рублей. Мальчик, которого еще не приняли в дружинники, а значит, обладающий минимальным комплектом оружия, — примерно столько же. Стоимость реконструкционных комплексов любителей качественных вещей может доходить до 100 тысяч рублей и больше.
Вещи попроще делают прямо на дому, своими руками, принципиально без применения швейной машинки, шьют рубахи, штаны и прочие предметы гардероба. Площадки профессиональных кузниц используются для ковки доспехов и реплик оружия, некоторые из счастливых обладателей загородной недвижимости устраивают кузни и гончарные мастерские на своих участках.
"Правильные" реконструкторы при изготовлении вещей ориентируются на археологические памятники, например, на находки из погребений "своего" времени и региона. Например, если хочешь воссоздать быт средневекового скандинава, нужно изучить археологические находки из Гнездово, где когда-то было крупное поселение северян. Сейчас, с развитием интернета, сделать это гораздо проще, чем раньше. Такие реконструкторы перед тем, как "пошиться", перекапывают массу исторических источников и на фестивалях представляют собой "ходячую музейную витрину".
Главное, чтобы в комплекс не попали несочетаемые по времени и региону вещи: например, шлем VI века и поздний степной пояс.
Полное определение реконструкционного комплекса может выглядеть так: "Костюм и вооружение русского дружинника второй половины Х века по материалам археологических памятников Ярославского Поволжья".
Есть определенный набор требований к вещам и материалам – состав ниток в ткани, натуральное крашение, соответствие внешнего облика и размеров оружия и украшений. В идеале, каждая вещь в комплексе должна соответствовать своему оригиналу и быть обоснованной с точки зрения места, времени и социального статуса.
Радость и деньги
Человек, превративший хобби в заработок, может в любой момент сказать — да, вот это дело — моё, я его знаю, я им владею, оно приносит мне радость и деньги, уверен Михалка. А когда возникает резкое деление на нелюбимую работу и хобби — значит, изрядный кусок своей жизни человек просто выбрасывает в никуда.
"В моей жизни нет разделения на "работу" (трудно, неприятно, но надо) и "хобби" (а здесь душа отдыхает). Все, что я делаю, укладывается в мою специальность – историю, — говорит Михаил, — чтобы зарабатывать на жизнь любимым делом, главное условие – его наличие. Остальное приложится".