МОСКВА, 13 ноя — РИА Новости. В Москве стартовал очередной конкурс "Педагог года", который привлекает к себе все больше внимания не только представителей профессионального сообщества, но и всех неравнодушных к тому, чем живет московская система образования, отмечает директор столичной гимназии 1520, победитель Всероссийского конкурса "Учитель года – 2012" Вита Викторовна Кириченко.
Новый формат конкурса, возможность знакомиться с содержанием методического опыта и профессиональными наработками конкурсантов позволяют воспринимать происходящее как открытую педагогическую площадку демонстрации сегодняшней жизни столичного образования, представленную в различных номинациях и областях.
Отношение учителей к участию в конкурсе различное. Не так давно "Учительская газета" опубликовала мнения педагогов «за» и «против» по этой теме, что совершенно естественно и закономерно. Активное обсуждение вопросов, связанных с конкурсом, свидетельствует о его важности, востребованности, необходимости организаторам "шагать в ногу со временем" и чутко реагировать на изменения в системе образования.
Чем обогащает участие в конкурсе? Неожиданными открытиями. Уникальным опытом. Новым взглядом на профессию и на себя в профессии. И это не зависит от того, стал учитель победителем в конкурсе или нет. История конкурсантов убеждает, что судьба практически всех делится на "до" и "после", и если даже у кого-то внешне профессиональная жизнь не претерпела изменений, то все равно "по-прежнему" жить и работать человек не может – он знает и умеет больше, а значит, делает свою работу лучше…
Не так легко решиться на участие в конкурсе! Как правило, хороший учитель загружен привычной для него работой, и работы этой и планов всегда больше, чем на 24 часа в сутки, а еще регулярно появляется нечто внеплановое… И решиться вдруг на что-то иное, требующее сил, отдачи, времени – вовсе не просто! А еще труднее переключиться на другой вид деятельности, перенестись на публичную площадку, где надо представлять то, что в привычной учительской жизни кажется органичным и не требующим обоснования… С одной стороны, учитель и в школе – публичная личность, с другой – конкурс требует от учителя другого уровня публичности, готовности открыть двери своей педагогической лаборатории и умения показать ее содержимое.
И, как правило, учитель в этой новой для себя деятельности начинает воспринимать собственный педагогический опыт системно. Он, готовясь к каждому новому испытанию, во время всех этапов конкурса проделывает огромную аналитическую работу – обязательно с пользой для своего профессионального развития. Недаром педагоги часто называют этот период "лучшими курсами повышения квалификации".
Сегодня, когда инновационные процессы в школе касаются каждого учителя, возможность приобщиться к сообществу тех, кто демонстрирует современные педагогические технологии, — это уникальная возможность быть в авангарде создающих настоящее и будущее столичного образования. Конкурсант вовлечен в особенную атмосферу творчества и сотворчества: ведь конкурс сам по себе – праздник профессионального и человеческого общения!
В итоге учитель – участник конкурса – приобретает бесценный опыт, находит новых друзей, наставников, единомышленников. Конкурс, конечно, далеко не единственный путь к вершинам профессионального мастерства. Но это особый путь, который дарит учителю возможность по-другому посмотреть на профессию и на себя в профессии. Иначе быть не может…