Основной стратегической целью бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югра в среднесрочной перспективе является повышение качества жизни населения.
7 ноября 2013 года югорское правительство вынесло на обсуждение окружной Думы проект закона «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», который депутаты приняли сразу в первом и во втором, окончательном, чтении. Бюджетная политика правительства округа всегда отличались повышенной социальной ориентированностью, но в данном документе этот вектор очерчен еще более четко.
Главными целями бюджетной и долговой политики округа в 2014-2016 годах определены развитие человеческого капитала округа, повышение социального благосостояния и качества жизни граждан, создание условий для устойчивого развития и модернизации экономики, обеспечение взвешенной долговой политики. При этом отдельно оговорено, что основной стратегической задачей является повышение качества жизни граждан Югры.
Округ уже сейчас занимает лидирующие позиции не только по уровню экономического развития, но и по качеству жизни населения, а достижение поставленных правительством Югры целей позволит еще больше укрепить лидирующие позиции округа. Согласно исследованиям рейтингового агентства РИА Рейтинг, Югра занимает 3-е место в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ, 7-е место — в рейтинге регионов по качеству жизни. По отдельным показателям позиции округа также высоки. Так, Югра занимает 4-е место по уровню медианной заработной платы и по доступности покупки жилья по ипотеке.
Отметим, что увеличение социального крена в бюджетной политике не снизит устойчивость бюджетной системы округа. Рост расходов будет сопровождаться ростом доходов, а для финансирования дефицита бюджета Югра имеет хорошие возможности использовать внешние заимствования, так как в настоящее время уровень долговой нагрузки очень низкий. При этом для повышения устойчивости бюджета предусмотрено сохранение резервного фонда автономного округа.
Согласно параметрам проекта бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, доходы бюджета округа в 2014 году составят 166,4 млрд руб, в 2015 году — 172,3 млрд руб, а в 2016 году — 178,9 млрд руб. Расходы запланированы в объеме 187,5 млрд руб, 192,8 млрд руб и 194,6 млрд руб соответственно. Увеличение расходов будет происходить в основном за счет расширения финансирования социальных статей, в том числе для реализации майских указов президента.
Доходная база сохранит свою устойчивость
Основной объем доходов окружного бюджета по-прежнему будет формироваться за счет налоговых поступлений. Доля неналоговых доходов и безвозмездных перечислений останется на невысоком уровне. Ханты-Мансийский автономный округ сохранит лидирующие позиции по доле собственных доходов в структуре доходов окружного бюджета. По итогам 2012 года на долю доходов без учета безвозмездных поступлений приходилось 95% суммарных доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югра. По этому показателю округ занимал 1-е место среди всех регионов.
Доля налоговых доходов в структуре доходов окружного бюджета на период 2014-2016 годов составит около 95% — это один из самых высоких показателей среди всех регионов РФ. В структуре налоговых доходов Ханты-Мансийского автономного округа — Югра будут преобладать налоги на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций.
Распределение расходов будет проводиться по-новому
Важной особенностью формирования расходных статей бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югра является программно-целевой подход к их планированию, который стал своеобразным «ноу-хау» окружной бюджетной политики.
Программно-целевой метод предусматривает с 2014 года объединение ресурсов, ранее распределенных по целевым программам округа, с ресурсами ведомственных целевых программ. Это позволит существенно повысить эффективность расходования бюджетных средств, так как выделяемые ресурсы будут направлены на достижение конкретных и измеримых целей, взаимоувязанных со «Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и на период до 2030 года».
В проекте бюджета Ханты-Мансийского автономного округа на 2014-2016 годы программная часть, сформированная на основе 25 государственных программ автономного округа, сгруппированных по трем направлениям, составляет более 96% от общего объема расходов окружного бюджета. При этом более 73% средств в программной структуре расходов бюджета Югры приходится на долю социально-культурного развития.
В рамках данного направления предусматривается реализация шести государственных программ автономного округа, направленных на реализацию мер по повышению качества и уровня жизни населения. Они включают среднесрочные и долгосрочные программы в сфере здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, демографической политики, политики развития культуры, социальной помощи.
О социальной ориентированности бюджета Ханты-Мансийского автономного округа Югра свидетельствует и анализ отраслевой структуры расходов. Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сферах образования и здравоохранения занимают наибольший удельный вес общем объеме расходов окружного бюджета на 2014 — 2016 годы.
Таким образом, Ханты-Мансийский автономный округ сохранит лидирующие позиции по объему социальных расходов, которые он занимал все последние годы. Так, по итогам 2012 года Югра входит в первую десятку регионов с наибольшим объемом среднедушевых расходов на здравоохранение, образование, физическую культуру и спорт.
В 2014 году расходы на образование запланированы в объеме 51,8 млрд руб, или 28,3% суммарных расходов краевого бюджета. По сравнению с 2013 годом расходы на образование увеличатся более чем 1,3 раза. Расходы на здравоохранение составят 48,4 млрд руб, или 25,8% суммарных расходов. В дальнейшем запланирован поступательный рост данных статей расходов.
Устойчивость бюджета гарантирована низкой долговой нагрузкой
Для обеспечения сбалансированности бюджета в условиях роста расходных обязательств возникает необходимость осуществления государственных заимствований. Поэтому изменяется долговая политика Ханты-Мансийского автономного округа, ранее направленная на сокращение государственного долга.
В 2012 году государственный долг автономного округа сократился на 60,4%, и на 1 января 2013 года составлял 2 373,4 млн руб или всего 1,6% от доходов бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений. По этому показателю округ занимал 5-е место среди всех субъектов РФ.
В 2013 году государственный долг Ханты-Мансийского автономного округа — Югра продолжил сокращаться. За 10 месяцев 2013 года его объем уменьшился на 3,6%, и на 1 октября 2013 года составил 2287,9 млн руб. В структуре государственного долга преобладают ценные бумаги, на долю которых приходится 87,4% суммарного долга.
В течение 2014-2016 годов в целях сохранения сбалансированности бюджета вероятно увеличение объемов государственного долга, в том числе за счет размещения ценных бумаг. При этом Югра имеет хорошие возможности для размещения, так как его бюджетная система сбалансирована, и округ имеет высокий кредитный рейтинг. Согласно проекту бюджета на 2014-2016 годы, верхний предел государственного долга Ханты-Мансийского автономного округа — Югра будет увеличиваться, и к концу 2016 года составит 69,8 млрд руб.
Вместе с тем, несмотря на ожидаемый рост объема государственного долга, уровень долговой нагрузки останется на приемлемом уровне и не приведет к ухудшению кредитоспособности региона. Верхний предел государственного долга Ханты-Мансийского автономного округа — Югра на конец 2016 года составит 39,9% от доходов бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений.
Такой уровень долговой нагрузки соответствует 42-му месту среди всех регионов по итогам 2012 года. Таким образом, даже в случае сохранения негативных тенденций в мировой экономике, бюджет Югры сохранит свою устойчивость и сбалансированность.