В книге Карло Леви "Христос остановился в Эболи" говорится о нищем пещерном городе Матера в Базиликате, куда, по версии автора, Спаситель так и не дошел, а остановился в местечке Эболи на границе Кампании и Базиликаты. Жители другого базиликатского города Маратеи решили доставить Христа к себе на родину, доказав, что юг Италии достоин божественного благословения. В 1965 году на горе Сан-Бьяджо появилась грандиозная статуя Спасителя — вторая в мире после аналогичной скульптуры в Рио-де-Жанейро.
Морская богиня в зарослях укропа
Существует несколько версий о происхождении названия города. По одной из них его нарекли в честь греческой богини моря Марис-Tea, другая утверждает, что причиной стал воинственный клич арамейских племен, штурмовавших здешние скалистые берега, звучавший созвучно современному имени Маратея (в переводе — "Прибыл наш Господь").
Вероятнее всего, город на побережье залива Поликастро основали греки, приплывшие сюда из местечка Марафон (Marathina). Поселенцы нарекли новую колонию именем своей малой родины — это официальная версия происхождения названия.
Есть еще одна теория, которую не любят маратеоты и которая пользуется большой популярностью у туристов. Говорят, что вокруг легендарного Марафона росли целые заросли дикого укропа (отсюда и название города), поэтому, обнаружив это же растение на скалистых берегах тогдашней Лукании, греки окрестили это место столицей укропа. Местные же жители недовольны таким сравнением потому, что "укроп" по-итальянски имеет еще одно значение — "гей". А дикая трава и правда растет в окрестностях Маратеи, только ее аромат напоминает больше анис, чем привычную приправу.
От обители к свободе
Во времена греков и римлян Маратея была важным портовым городом, о чем свидетельствуют многочисленные находки, поднятые со дна залива. Рыбаки говорят, что вместо улова часто вытаскивают из воды античные якоря и цепи. Море в этих местах очень глубокое, а дно настолько скалистое, что древним мореплавателям не всегда удавалось поднять якорь на борт судна, и они были вынуждены просто обрубать цепи: благо на кораблях всегда имелись запасные якоря.
В XI-XII веках у подножия скалы, на подступах к верхнему городу возникла Нижняя Маратея. Два города продолжали существовать и успешно развиваться во времена королевства Двух Сицилий, в период господства Анджевинов и Арагонской династии. В начале XV века этот двойной город перешел в состав Неаполитанского королевства. Специальным декретом была подтверждена относительная самостоятельность города, при этом жители получили значительные льготы, в основном финансового и юридического характера. Когда в 1530 году граф Карафа (Count Carafa di Policastro) попытался купить город и окрестные земли за 10 тысяч дукатов, жители Маратеи собрали деньги и сами выкупили свою родину, получив тем самым статус свободного города.
Месть Наполеона
Маратея росла и развивалась во многом благодаря удобному расположению морского порта. Маратеоты страшно гордились тем, что в крепость на горе ни разу не ступала нога вражеского захватчика. Так было вплоть до начала XIX века. Во время наполеоновского нашествия Верхняя Маратея оказала войскам Бонапарта решительное сопротивление, но в конце концов город вынужден был сдаться, и 10 октября 1806 года французы захватили крепость, разрушив ее почти до основания.
Жители Маратеи принимали участие в борьбе за объединение Италии, в окрестностях города шли решительные бои под командованием Падре Сарло да Челле, а в 1848 году здесь был схвачен и приговорен к смерти Костабиле Кардуччи.
Развитие туристического бизнеса началось только с середины XX века, и вскоре город стал курортом, известным далеко за пределами Италии.
Мощи армянского святого
Особую известность в христианском мире Маратея приобрела еще в 732 году, когда сюда были перемещены останки армянского великомученика Власия (в итальянской традиции — Бьяджо). В тот год, спасаясь от мусульман, несколько десятков армян покинули родину и увезли с собой мощи святых Бьяджо и Макариоса.
Долго изгнанники скитались по морям в поисках пристанища, пока их корабль не сел на мель около маленького острова Сан-Янни, что в заливе Поликастро. Ночью одна из корабельных пушек самопроизвольно выстрелила, и ядро долетело до Верхней Маратеи. Армянские беженцы и местные жители увидели в этом знак Божий — именно на горе должны обрести вечный покой мощи святого.
Официальный документ от 3 мая 1941 года подтверждает, что мраморная урна содержит грудную клетку, часть черепа, кисть руки и бедренные кости святого. Над местом перезахоронения святого Бьяджо возвели базилику, которой 10 августа 1940 года папа римский Пий XII присвоил статус кафедральной.
Бьяджо ди Себасте был казнен в 316 году. Смерть его была ужасна — с него заживо содрали кожу при помощи острых железных гребенок. Известно, что при жизни он лечил больных, страдающих заболеваниями горла, причем делал это не только при помощи снадобий. Одно из преданий рассказывает, как, будучи в заточении, Бьяджо невероятным образом излечил умирающего соседа, горло которого было насквозь проткнуто шипом.
Жители города почитают своего патрона, отчасти благодаря необычному явлению, известному как "Священная манна". Иногда стены, колонны и статуи базилики неожиданно покрываются странным налетом — манной — материей, имеющей заживляющие свойства. Ее тщательно собирают и бережно хранят в особом каменном ларце. Но даже если просто подержаться за волшебные колонны Королевской капеллы, то, говорят, проходят болезни верхних дыхательных путей.
Долгое время старый замок охраняли только реликвии святого Бьяджо, но начиная с 1965 года эту бессменную вахту принял сам Спаситель — в виде статуи Христа-Избавителя (Cristo Redentore). Это грандиозное скульптурное изображение было воздвигнуто флорентийским скульптором Бруно Инноченти на деньги Стефано Риветти. Художник изобразил Сына Божьего в нетрадиционной манере, далекой от церковных канонов, но именно таким образом ему удалось передать великую духовную силу Христа. Скульптура выполнена из бетона с напылением белого мрамора.
В мире существует только две подобные статуи — в Рио-де-Жанейро и в Маратее. Последняя имеет высоту 22 метра, а размах ее рук достигает 19 метров. Спаситель стоит спиной к морю, обратив свой взор на базилику Сан-Бьяджо и на пилигримов, взбирающихся к святому месту по горной тропе. Однако на расстоянии благодаря особому наклону головы и постановке рук кажется, что он смотрит на море.
Раньше можно было подняться по внутренней лестнице на смотровую площадку, устроенную в голове Иисуса и его глазами взглянуть на бескрайние просторы Базиликаты, но со временем доступ туда запретили. Впрочем, туристы все равно карабкаются на самую вершину Сан-Бьяджо, чтобы прикоснуться к ступне Спасителя и таким образом, обрести надежду на исполнение самых заветных желаний.
Ирина Нехорошкина