По планам, озвученным Минобороны РФ, российские кораблестроители до конца 2013 года должны сдать второй в серии атомный стратегический ракетоносец "Александр Невский" (проект 955 "Борей"), третий в серии "Владимир Мономах" и головную многоцелевую подлодку "Северодвинск" (проект 885 "Ясень"). Однако неудачный пуск ракеты "Булава" на госиспытаниях "Невского" приостановил процесс сдачи "Бореев".
Войдут ли подлодки в состав флота в этом году, или их приемка все-таки перейдет на следующий год? Как идет создание серии "Бореев"? Какой может быть подлодка пятого поколения?
На эти вопросы корреспондента РИА Новости Анны Юдиной ответил главный конструктор ЦКБ "Рубин", руководитель группы, отвечающей за создание атомных подводных лодок, Сергей Суханов.
— Сергей Оттович, первая серийная атомная подлодка проекта 955 "Борей" по плану должна быть передана ВМФ РФ в середине ноября этого года. Не задержат ли передачу "Александра Невского" дополнительные пуски ракеты "Булава"?
Главком поздравил экипаж, отметил, что кораблем доволен и его можно принимать в состав флота. В дальнейшем, по результатам работы комиссии по расследованию причин неудачного пуска было определено, что корабль отработал штатно.
— А как же официально озвученная в Минобороны информация о том, что должны быть произведены пять дополнительных пусков?
— Просто есть определенная процедура — каждая партия ракет должна подтверждаться практическим пуском. Если что-то случилось, то количество дополнительных пусков определяет комиссия. Действительно, Минобороны приостановило испытания второго и третьего "Бореев" Но сейчас, с учетом выводов комиссии, эти решения корректируются. Сколько будет пусков — это будет определено отдельно. И по крайней мере не с "Александра Невского".
Задача "Невского" сейчас — поднять флаг и в этом году уйти к основному пункту базирования. Экипажу надо будет сдавать задачи боевой подготовки. Это достаточно длительный процесс — нужно походить в море, выполнить все положенные нормативы.
— Успеет ли "Владимир Мономах" пройти до конца этого года госиспытания?
— "Мономах" сегодня завершает заводские ходовые испытания и по плану, в декабре, он должен провести госиспытания. В принципе, времени хватает, поскольку это серийный корабль, и программа испытаний у него немного отличается от программы испытаний головного.
Если все пройдет по плану и не подведет погода, в конце декабря "Мономах" будет завершать госиспытания. Вместе с тем, возможно, с учетом дополнительных пусков окончание испытаний "Мономаха" перейдет на 2014 год.
— Насколько вероятен вариант, что сдача второго "Борея" "уедет" на следующий год?
— Я сейчас не берусь это прогнозировать, но в плане обеспечения готовности техники и корабля в целом мы прикладываем все усилия, чтобы сдача подлодки могла быть произведена до 2014 года.
— Ледовые условия в Белом море, кстати, позволят работать в ноябре?
— Бывали случаи, что и в январе в Белом море ходили. Это зависит от ледовой обстановки. Если зима более суровая придет, то и в ноябре уже нельзя будет самостоятельно пробиться сквозь льды.
— Закладка корабля — это вещь условная, потому что процесс строительства, в частности, состоит из предварительного корпусообрабатывающего производства: изготовления деталей металлоконструкций, формирования секций, и этот процесс уже запущен на всю серию. Это стандартная практика. Другое дело — торжественная церемония закладки корабля. Закладка "Князя Владимира" была осуществлена в срок.
— Значит, неудачи с "Булавой" не помешают "Бореям" нормально вступать в строй?
— Неудач с "Булавой" не было никогда. У ракет тоже свой цикл создания. Прежде чем серийная ракета попадет на корабль, она проходит цикл испытаний, в том числе летные испытания с наземного и морского стенда. В советское время у ВМФ был морской стенд в Балаклаве, и на нем проходили испытания все те ракеты, которые стоят на атомоходах третьего поколения. Там они падали, с ними тоже что-то случалось.
Поскольку теперь стенда у нас нет, было принято решение для испытаний использовать ракетоносец "Дмитрий Донской", опытная "Булава" проходила летные испытания на нем. Она падала, был резонанс в прессе, но мало кто знает, что у нее соотношение в пользу успешных пусков гораздо лучше, чем у ракет предыдущих поколений, то есть летные испытания она, по сути дела, прошла "на ура".
— Бытовые условия жизнедеятельности моряков вполне устраивают. Есть кают-компания, столовая, комфортные каюты. По некоторым показателям у американцев на лодках условия гораздо скромнее наших.
— Согласны ли вы с критикой Минобороны относительно многообразия головных моделей кораблей, например, тех же самых "Бореев"? Когда наша промышленность сможет перейти к единообразию?
— Это давнишняя мечта, но пока реализовать ее не получается во всем мире. Всегда будут разные типы кораблей для разных задач. Нет необходимости доказывать, что специализированное изделие (в данном случае — корабль) всегда обладает более высокой эффективностью в решении конкретных задач, чем универсальный образец.
Информация о том, что "Бореи" разные, не соответствует действительности. Мы сделали "Юрия Долгорукого", он сейчас служит, и следующие за ним лодки идут совершенно одинаковые. Другое дело, что на них внедряются определенные улучшения, которые мы отрабатывали на головном корабле.
— Каким будет подводный корабль пятого поколения?
— От первого до третьего поколения размеры лодок росли, и апофеозом стал наш проект "Тайфун", который занесен в книгу рекордов Гиннесса как самая большая подлодка в мире. То же самое относится и к многоцелевым — "Ясень" довольно большой корабль, превосходящий по размерам своих предшественников.
Корабль пятого поколения будет гораздо менее заметен, чем даже нынешние лодки. Что касается силовой установки, то они могут быть нового типа, в том числе полностью электрическими. Изменения могут коснуться и других подсистем подводной лодки, которые на кораблях пятого поколения могут изменить свой традиционный облик.
— От использования ядерной энергии возможно отказаться?
— Такой вариант в перспективе может быть, поскольку параллельно с атомной энергетикой развивается тема неатомных лодок. На них создаются воздухонезависимые энергетические установки (ВНЭУ) различных типов. Автономность лодок с такими установками может быть вполне достаточна — месяц и более.
— В ЦКБ "Рубин" уже работают над созданием подлодок пятого поколения?
— Предпроектные работы по перспективным кораблям постоянно ведутся как ЦКБ "Рубин", так и другими конструкторскими бюро.
— Когда пятое поколение может быть реализовано "в железе"?
— Сейчас сдан головной "Борей". По завершению его срока службы необходимо будет поднять флаг на корабле пятого поколения. Так всегда было у четырех предыдущих поколений.
Чтобы это произошло, предпроектные работы должны вступить в фазу разработки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. На это нужно несколько лет. И потом уже будет этап проектирования, разработки рабочих чертежей и строительства — не менее семи-восьми лет.
Закладка корабля пятого поколения, согласно таким нормативным расчетам, наверное, может произойти лет через десять — пятнадцать. Отвечая на ваш вопрос, скажу так: пятое поколение может быть реализовано "в железе" своевременно.