МОСКВА, 10 ноя — РИА Новости, Елена Чишковская. Амстердамский королевский оркестр Консертгебау под управлением Мариса Янсонса дал концерт в Большом зале Московской консерватории в субботу, официально завершив культурную программу перекрестного года России и Голландии.
Приезд знаменитого коллектива, традиционно занимающего одну из верхних позиций рейтинга мировых оркестров, был одним из самых ожидаемых событий концертного сезона. Значимости его сопутствовали несколько факторов: во-первых, голландцы не приезжали в нашу страну без малого 40 лет (последнее выступление состоялось в 1974 году), а во-вторых, оркестр посетил Санкт-Петербург и Москву в год празднования своего 125-летия, которое пышно отмечается гастролями в лучших залах планеты.
Желающих попасть на первый из двух московских концертов оказалось гораздо больше, чем обычно. Среди слушателей были экс-директор Большого театра Анатолий Иксанов, нынешний руководитель ГАБТ Владимир Урин и Ольга Ростропович.
Короли, помидоры и искусство
Статусность концерту, официально завершавшему культурную программу перекрестного российско-голландского года, придало присутствие королевской четы Нидерландов — короля Виллема-Александра и его супруги королевы Максимы.
Правда, их приезд в консерваторию был омрачен неприятным эпизодом: когда король и королева вышли из машины и направились к залу, молодой человек и девушка стали выкрикивать "Кровь Долматова на ваших руках", а затем в высоких гостей полетел предмет, похожий на помидор. Впрочем, скандал был тут же прекращен, полицейские препроводили молодых людей в автобус. По словам представительницы филармонии, ставшей очевидцем инцидента, вся акция заняла не больше десяти секунд и последствий не имела: монархи благополучно прошли в зал, а большинство слушателей, образовавших толпу у входа, даже не поняли, что произошло.
Концерт задержали на 20 минут — дополнительное время понадобилось, чтобы все пришедшие благополучно миновали металлоискатели. Король и королева в сопровождении представителей дипломатического корпуса прошли по центральному проходу к своим местам в шестом ряду. Оба они вежливо улыбались фотографам и стоя аплодировавшему залу, а случившееся на улице, как казалось, оба они восприняли как не стоящее внимания недоразумение.
Оркестр-совершенство
Выступление оркестра под управлением Мариса Янсонса окончательно вернуло вечеру нужное настроение. Третий фортепианный концерт Бетховена, солировал в котором американский пианист Ефим Бронфман, прозвучал в первом отделении.
Музыкант тонкий и вдумчивый, Бронфман был скуп на внешние эффекты, его игре более всего подходило определение "академичная". Но некоторая отстраненность в первой части обернулась философской глубиной во второй, и выдержанностью стиля — в финале. Оркестр же звучал насколько естественно, настолько и безупречно, а одна фальшивая нота валторны в третьей части не только не нарушила этого совершенства, а наоборот — лишь усилила первоначальное впечатление.
Во втором отделении оркестр исполнил симфоническую поэму Рихарда Штрауса "Жизнь героя", которую композитор в свое время посвятил Королевскому оркестру Консертгебау. Принципиально другое произведение с огромным составом (чуть не вдвое большим, чем в Бетховене) Янсонс развернул как грандиозное полотно, в котором с легкостью "считался" задуманный автором сюжет: явление возвышенного героя, его нешуточная битва с недоброжелателями и завистниками, уход героя-победителя на покой.
Но несмотря на всю наглядность и изобразительность самой музыки, мастерски воссозданной солистами оркестра (без преувеличения выдающейся была игра концертмейстера оркестра), в дирижерской трактовке Янсонса торжествовал масштаб практически вселенский, позволявший одновременно видеть малое — в большом, а большое — в малом.
Оба отделения концерта завершились стоячими овациями, после каждого прозвучало по одному сочинению на бис. "Оркестр-совершенство", а именно так хотелось назвать его после концерта, исполнил всего один "бис" — вальс Рихарда Штрауса, не нарушивший настроения сыгранной поэмы и как бы настраивающий уже на следующий вечер — на Вторую симфонию Густава Малера, которую Королевский оркестр Консертгебау исполнит в Концертном зале имени Чайковского в воскресенье.