Программа сохранения исторического центра Петербурга, которая началась с обследования зданий, по-прежнему вызывает дискуссии представителей властей, градозащитников и общественности. По мнению заместителя гендиректора "НИИ Спецпроектреставрация", член совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Михаила Мильчика, этот проект будет успешным только при индивидуальном подходе к каждому дому.
Правительство Петербурга в ноябре 2012 года утвердило программу сохранения и развития территорий "Конюшенная" и "Северная Коломна — Новая Голландия" на 2013-2018 годы. Объем финансирования — 86,9 миллиарда рублей. Основная часть денег пойдет на проектирование, капремонт и реконструкцию, приспособление для современного использования объектов культурного наследия и создание маневренного фонда для переселения граждан. До 15 ноября этого года планируется объявить конкурс на проведение историко-культурных экспертиз на территории этих двух кварталов.
— Принципы, которые должны быть положены в основу программы, — это, прежде всего, сохранение подлинности. Не видимости, не фасадов, которые воссозданы на две трети или наполовину, а подлинных, настоящих фасадов и дворов, являющихся лицом Петербурга.
Многие дома в центре зачастую изношены и находятся в предаварийном – а иногда и в аварийном – состоянии. Здесь необходим сугубо индивидуальный подход при решении судьбы каждого здания без исключения. И при этом очень важно сохранить то, что мы называем аурой.
Мы должны понимать, что находимся в старом доме или на улице, которая создана еще в 18-м столетии. Например, чрезвычайно важно сохранить историческое мощение во дворах, майоликовую плитку на лестницах, двери парадных, камины и лестницы, которые свидетельствуют о том, что по ним ходили много десятков лет, а иногда даже сотен лет. Это мелочи, но эти мелочи делают «погоду» в историческом центре, из них складывается облик города.
При реновации исторического центра следует учесть ещё и то, что здесь мы не можем и не должны достигать того уровня комфорта, который обеспечивает современное строительство. Жители центра принимают на себя определенные ограничения — далеко не все дворы хорошо освещены, не всюду есть лифты, в квартирах не всегда бывает полный набор необходимых удобств. Однако эти ограничения для многих петербуржцев возмещаются той самой исторической аурой.
Можно ли жить в музее? Конечно, можно. Более того, два пилотных квартала, где реализуется программа сохранения центра Петербурга – это и есть музей, в котором можно и нужно жить. В конце концов, никто здесь насильно не держит. Если все-таки для ряда жителей более ценным является высокий современный уровень комфорта, то никто не мешает переселиться в новый район.