ДУШАНБЕ/МОСКВА, 7 ноя — РИА Новости. Итоги выборов в Таджикистане демонстрируют если не всенародную любовь к президенту, то, по крайней мере, устойчивость нынешнего режима. Эмомали Рахмона, который правит страной уже 21 год, по предварительным данным ЦИК, поддержали 83,6% граждан, пришедших в среду на избирательные участки. И в процентном соотношении, и в абсолютных цифрах, Рахмон набрал больше, чем на предыдущих выборах — в 2006 году. Ни один из пяти его соперников не получил даже 5% голосов.
За Эмомали Рахмона, по предварительным подсчетам, проголосовали 3 миллиона 23 тысячи избирателей — на 604 тысячи больше, чем в 2006 году, когда действующего президента, по официальным данным, поддержали 2 миллиона 419 тысяч человек.
По предварительным данным, в выборах участвовали 3 миллиона 640 тысяч избирателей, или 86,6% от числа граждан, имеющих право голоса. По словам главы ЦИК Таджикистана Шермухаммада Шохиена, в предвыборные списки были внесены около 4,2 миллиона человек. Это гораздо больше, чем на выборах 2006 года, когда в списки включили лишь около 3,4 миллиона граждан.
Предвыборные списки продолжали уточнять даже незадолго перед выборами — в них добавили 166 тысяч человек. По данным главы ЦИК, большинство из них — трудовые мигранты, вернувшиеся в Таджикистан накануне выборов.
По мнению исполнительного секретаря СНГ Сергея Лебедева, возглавлявшего на выборах миссию наблюдателей от Содружества, высокий уровень поддержки действующего президента говорит о том, что власть сумела обеспечить в Таджикистане стабильность.
Миссия наблюдателей от СНГ, в которую входили 194 краткосрочных наблюдателя, посетивших во время голосования и подсчета голосов 1307 участков, признала выборы свободными, открытыми и соответствующими демократическим нормам.
"Выборы в Таджикистане прошли в полном соответствии с конституцией и другими законодательными актами Таджикистана. Они обеспечили право граждан на свободное волеизъявление", — сказал РИА Новости в четверг Сергей Лебедев.
По его словам, наблюдатели фиксировали отдельные нарушения, но эти недочеты "носили технический характер и не могли повлиять на результаты выборов". "Никаких закрытых зон и тем для нас — как наблюдателей — во время выборов не было. Центризбиркомом Таджикистана и правительством были созданы все условия для качественной оценки выборного процесса и самих выборов", — отметил исполнительный секретарь СНГ.
По его словам, по сравнению с президентскими выборами 2006 года нынешние выборы прошли более организованно, были учтены рекомендации миссии СНГ, данные в 2006 году.
Глава миссии отметил, что голосование сопровождала праздничная атмосфера, напомнившая ему советское время, — на участках работали буфеты и выступали артисты. "Многие таджикистанцы приходили семьями, нарядными", — рассказал исполнительный секретарь СНГ.
По словам Лебедева, наблюдатели от СНГ поддерживали тесные контакты с другими миссиями, в том числе с наблюдателями от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. "Наши выводы совпадали в том, что есть позитивные моменты в проведении избирательной кампании и изменении выборного законодательства", — сказал Лебедев.
Несмотря на это, наблюдатели от БДИПЧ сочли выборы недостаточно состязательными и демократичными. "Выборы прошли мирно, но жесткие условия выдвижения кандидатов стали причиной нехватки подлинной свободы выбора", — говорится в предварительном заявлении миссии БДИПЧ по итогам работы в Таджикистане.
Для регистрации каждый кандидат в президенты должен был собрать 210 тысяч подписей в свою поддержку. Оппозиционные Социал-демократическая партия Таджикистана (СДПТ) и Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), выдвигавшие в кандидаты правозащитницу Ойнихол Бобоназарову, не смогли представить нужное количество подписей. В результате СДПТ бойкотировала голосование, а ПИВТ заявила о нежелании каким-либо образом участвовать в избирательном процессе.
Предвыборная кампания, по оценке БДИПЧ, была формальной и "ограничила для избирателей возможность сделать осознанный выбор", а широкое освещение в СМИ деятельности действующего президента предоставило ему существенное преимущество перед остальными кандидатами.
В заявлении БДИПЧ упоминаются также недостатки, имевшие место в день голосования, в том числе многочисленные случаи голосования за других людей и "признаки вброса бюллетеней" во время голосования и подсчета голосов, якобы замеченные на соответственно 9% и 16% избирательных участков, где велось наблюдение. Миссия БДИПЧ отметила также малое число женщин среди членов избирательных комиссий и наблюдателей.
В качестве позитивных моментов наблюдатели от ОБСЕ отметили деятельность ЦИК Таджикистана, направленную на повышение прозрачности и улучшение организации выборов.
Правящая в Таджикистане Народно-демократическая партия заявила о победе своего кандидата, не дожидаясь оглашения предварительных итогов выборов. Спикер верхней палаты парламента еще до голосования подписал распоряжение о проведении 16 ноября в Душанбе совместной сессии обеих палат парламента. Причины созыва совместной сессии в постановлении не указываются, но, скорее всего, на ней состоится церемония инаугурации избранного президента.
На церемонии инаугурации председатель Конституционного суда республики Махкам Махмудов вручит главе государства знак президента, изготовленный из золота и серебра, украшенный рубинами и изумрудами, а также личный штандарт. Знак президента и штандарт, по конституции, переходят от президента к президенту после каждых выборов.
Официальные символы президентской власти в Таджикистане были введены законом 2006 года. Сегодня нижняя палата парламента планирует рассмотреть поправки к этому закону, согласно которым главе государства во время инаугурации будет вручен также орден "Ситораи президенти Точикистон" (Звезда президента Таджикистана) первой степени. После этого военные принесут президенту присягу на главной в Душанбе площади "Дусти" ("Дружба"), а затем на площади состоится военный парад.
После инаугурации Рахмону предстоит решить ряд непростых задач. По мнению главы исполкома СНГ Сергея Лебедева, Таджикистану важно сохранить стабильность в условиях запланированного на следующий год вывода коалиционных сил из соседнего Афганистана.
Кроме того, во время предвыборной кампании Рахмон обещал гражданам за семь лет своего четвертого президентского срока снизить уровень бедность с нынешних 47% до 20%, вчетверо увеличить реальные доходы населения и модернизировать экономику. Другой возможности у него может не быть: согласно нынешнему законодательству Таджикистана, Рахмон не имеет права выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах 2020 года.