Елена Костомарова
"Я работаю в области сказок", — с гордостью признавался актер Георгий Милляр. Расти на фильмах с его участием приятно и полезно, ведь персонажи Милляра — черти, водяные, Баба Яга, Кащей Бессмертный и многие другие — пусть и представляют на экране нечистую силу, но еще и учат разумному, доброму и вечному.
Царь Горох, "По щучьему велению"
Черно-белый фильм про лентяя Емелю вышел на экраны в 1938 году — это была дебютная работа режиссера Александра Роу и первая заметная роль Георгия Милляра, который до этого был известен лишь театралам.
Царь-батюшка в исполнении Милляра — забавный самодур, уставший от бесконечных истерик своей дочки Несмеяны. По сложившейся традиции решения царь Горох принимает, соединяя пальцы рук с закрытыми глазами — выйдет-не выйдет? А когда "немытый-нечесаный" Емеля увозит на своей печи царевну, актеру даже не требуется слов, чтобы выразить все отчаяние царя Гороха — тут работает знаменитая мимика Милляра.
Александр Роу первым применил по назначению необычайный комедийный талант актера и способность перевоплощаться в любых, даже самых фантастических персонажей. Сотрудничество актера и режиссера, начавшееся с картины "По щучьему велению", продолжалось почти тридцать лет — Роу находил роли для любимого актера во всех своих фильмах.
Баба Яга, "Василиса Прекрасная", "Морозко", "Огонь, вода и… медные трубы", "Золотые рога"
Баба Яга — самый известный образ, созданный Георгием Милляром в кино, но эта роль досталась актеру не сразу. Пробы на роль злодейки в сказке "Василиса Прекрасная" прошли многие известные актрисы, в том числе и Фаина Раневская, но Роу все никак не мог добиться нужного результата. Когда Георгий Милляр предложил свою кандидатуру, режиссер решил рискнуть — и не прогадал. Баба Яга у Милляра получилась образцовая — достаточно страшная, чтобы пугать ею маленьких зрителей, но очень озорная и смешная.
"Однажды перед съемками, — вспоминает Милляр, — подошел ко мне художник Соколовский. — Я такую старушку видел в Ялте, — сказал он. — Коз пасла на Чайной горке. На Бабу Ягу похожа удивительно. Она тебе поможет… Вскоре ее увидел: старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Позже на съемках мы завершили портрет моей зловещей "героини", облачив ее в жуткие лохмотья, повязав на голову черный платок, наградив ее звериной походкой".
Эта героиня осталась с актером навечно — позднее Милляр сыграл Бабу Ягу еще в нескольких фильмах. Даже перед свадьбой, когда его изумленная 60-летняя невеста — соседка по коммуналке — воскликнула: "Ну что вы, Георгий Францевич, мне уже не нужны мужчины!", Милляр ответил: "А я и не мужчина, я Баба Яга".
Кащей, "Кащей Бессмертный", "Огонь, вода и… медные трубы"
Премьера фильма, в котором герой Георгия Милляра играет самую что ни на есть главную роль, состоялась 9 мая 1945 года — картина о том, как русский богатырь побеждает злодея, ждала своего часа с 1941-го года и символизировала великую победу русского народа над фашизмом.
"Для меня роль Кащея наиболее выстраданная. В ней не только след творческих мук, но и память о тех тяжких годах, когда все мы жили жгучей ненавистью к фашистским завоевателям и жаждали дня победы", — признавался актер.
Тем не менее Георгий Милляр долго отказывался от роли Кащея, утверждая, что недостаточно талантлив, но режиссер Александр Роу поступил хитро: постепенно, по эпизоду вводил актера в съемочный процесс и тот в конце концов "втянулся".
Съемки проходили в эвакуации в Душанбе, там актер заболел малярией и к началу работы весил 48 килограммов — кожа да кости. Поэтому его Кащею не понадобился ни особый грим, ни дополнительные ухищрения — герой и так был страшен до того, что собственная лошадь не подпускала его к себе.
"Работая над ролью Кащея, мы обратились к тевтонскому эпосу, сознательно пародируя "Нибелунгов", — вспоминал Милляр. — Аскетизм, неумолимость, озлобленность "рыцарей" средневековья — все вобрал этот образ. <…> Помните, у Дюрера четырех апокалиптических всадников — это аллегорическое изображение разрушительных сил? Во внешнем рисунке роли я шел и от этих мрачнейших фигур художника".
Квак, "Марья-искусница"
Роли представителей нечистой силы требовали серьезной подготовки и терпения — грим иногда занимал до шести часов. Милляр всегда с уважением относился к работе гримеров, активно участвовал в разработке образа и перед новыми ролями сбривал волосы и даже брови, чтобы специалистам было удобнее "лепить лицо". Например, на съемках сказки "Марья-искусница" лицо актера обмазывали зеленкой, а танцевать ему приходилось в зеленых ластах. Все для роли — в этом фильме Георгий Милляр сыграл Квака — самого вредного приспешника и главного подхалима злобного Водяного.
Актриса Наталья Седых (Настенька в "Морозко") в одном из интервью рассказывала о том, как много Георгий Милляр импровизировал в своей работе. Режиссеру достаточно было лишь поставить перед ним общую цель, и актер сам придумывал персонажа, часами репетируя у зеркала его походку, мимику, повадки.
Многие яркие моменты и цитаты из фильмов с его участием (например, "ква-ква-квалификация" Квака) — результат этой поистине творческой работы актера.
Наиглавнейший Церемониймейстер, королевский возчик и вдовствующая королева, "Королевство кривых зеркал"
Нередко Георгий Милляр создавал для фильма сразу несколько образов. В любимой зрителями картине о приключениях Оли и Яло в Зазеркалье у Милляра целых три роли — Наиглавнейший Церемониймейстер, добрый королевский возчик, которому девочки рассказывают о "самой лучшей стране на свете", и Вдовствующая королева.
Дети обожали Георгия Милляра — его постоянно приглашали на встречи в школы, детские сады и пионерские лагеря. Перед своей смертью в 1993 году актер сожалел лишь о том, что ему не довелось сыграть ни одной серьезной роли – он мечтал о Вольтере и Суворове. Впрочем, кто сказал, что сказочные герои хуже философов? "Сказка должна отражать философию эпохи, а не гнаться за дешевой злободневностью. Тогда она не устареет", — так говорил Милляр.