Президент Олимпийского комитета России, первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков в интервью РИА Новости подвел итог олимпийской стройки в Сочи, рассказал, как из пустынной местности в Имеретинской долине за шесть лет фактически был возведен целый город, а также выразил уверенность в том, что ОИ в Сочи станут самыми компактными, технически оснащенными и инновационными за всю историю. Беседовали Людмила Орищенко и Филипп Щипков.
— Александр Дмитриевич, сейчас идет эстафета олимпийского огня по всей России, буквально несколько месяцев осталось до Олимпиады в Сочи. Вы довольны тем, что удалось сделать за эти шесть лет? Все ли — объекты, инфраструктура — в олимпийской готовности?
— По вашим ощущениям, более сложным или менее сложным оказался путь к Олимпиаде, чем представлялось тогда в Гватемале?
— А вы сами верили в реальность ваших планов?
— Если бы мы не верили, мы бы не сделали все то, что удалось сделать. Это как в спорте, если спортсмен не верит в победу, он никогда не победит.
— И все-таки что было сложнее — завоевать право на проведение Игр или их построить?
— Право на проведение — это была достаточно краткосрочная, но непростая кампания. Но все-таки это заявка, которая была нарисована на компьютере. Безусловно, это творческая процедура — процесс убеждения, презентации. Решающую роль сыграло то, что президент России лично принял участие в презентации заявки. Но это непродолжительный процесс и в основном построенный на определенной идее. Труднее реализовать эту идею. То, что происходило в Сочи на протяжении этих лет, — это грандиозная стройка, самая большая в Европе; сотни тысяч человек, которые участвовали в этом; огромные вложения. Конечно, реализация идеи — это очень сложный процесс.
— В одном из интервью вы говорили о том, что Олимпиада в Сочи может стать лучшей за всю историю и полностью окупится. Уверенность в этом сохраняется до сих пор, несмотря на происходящие скандалы вокруг Олимпиады?
— Я уверен в том, что это будет лучшая Олимпиада. Мне кажется, что нам удалось реализовать те пункты нашей заявки, которые и склонили в пользу Сочи выбор Международного олимпийского комитета. Что я имею в виду? Например, то, что это будут самые компактные Олимпийские игры. В Имеретинской долине все стадионы находятся буквально в шаговой доступности, в олимпийском парке, то есть вы сможете с фигурного катания дойти примерно за десять минут на хоккей или до керлинга, шорт-трека. И за 40 минут вы сможете доехать до соревнований по горным лыжам или прыжкам с трамплина, биатлону. Для сравнения в Турине несколько часов требовалось, чтобы доехать в горы, где были лыжные виды. Поэтому, во-первых, это однозначно самые компактные в истории Игры, удобные для зрителей. Второе — это самые современные стадионы, оснащенные по последнему слову спортивной техники. Кроме того, все объекты оборудованы для паралимпийцев и для зрителей-инвалидов, точно так же, как транспорт и вся инфраструктура в Сочи. Третье — мы говорили, что это будут самые инновационные Игры. Вся коммуникационная система, связанная с трансляциями, с интернетом, с телефонной связью — со всем, что касается передовых технологий, будет в Сочи. Безусловно, это будут самые продвинутые Игры, и это признают все эксперты, в том числе Международного олимпийского комитета. Поэтому, я считаю, мы свои обещания выполнили.
— Но окупится ли это все потом?
— Теперь к самому процессу Олимпиады. Не опасаетесь ли вы каких-то провокаций во время проведения соревнований?
— У нас очень большое внимание уделяется безопасности. На Олимпиаде будет уникальная система паспорта болельщика — это именные билеты. Каждый зритель должен зарегистрироваться и после этого получить специальную карточку.
— То есть это новация по сравнению с другими Олимпиадами?
— Да, это новация. Все необходимые меры для того, чтобы обеспечить безопасность, предпринимаются.
— А какие воспоминания у вас остались об Олимпиаде-80?
— У меня много воспоминаний. Я тогда и принимал участие в строительстве объектов нашего олимпийского спорткомплекса, и на самих соревнованиях был. Достаточно активно участвовал в этом процессе.
— Дух Олимпиады-80 шлейфом следовал за ней все 80-е годы. Этот дух чувствовали и помнят даже те, кто родился после ее проведения. С вашей точки зрения, удастся передать или создать подобный дух у Олимпиады в Сочи?
— Если подводить итог, что для вас Олимпиада — крупное спортивное мероприятие, часть жизни или что-то еще?
— Я очень люблю спорт, и для меня любая Олимпиада — это большой спортивный праздник. Естественно, что домашняя Олимпиада — это вдвойне праздник. Но также это итог работы на протяжении семи лет, начиная от заявки. Плюс к тому, что мы с вами обсуждали — строительство объектов, организация самих соревнований, — для меня, как для президента Олимпийского комитета России, очень важна подготовка нашей команды. Прекрасно, если нам удастся провести самую лучшую Олимпиаду в истории, но хорошо бы, если бы на ней удачно выступили наши спортсмены. Это тоже важная часть работы.
Олимпиада — это большой отрезок жизни, посвященный реализации, на мой взгляд, очень крупного проекта, не только спортивного. Для любой страны Олимпиада — это возможность по-новому показаться миру, представить свои возможности. Это очень важно для любой страны, поэтому все так борются за право проведения Олимпийских игр. Олимпиада в некотором смысле — визитная карточка страны, потому что люди будут смотреть соревнования, церемонию открытия и закрытия — это половина человечества — 3-4 миллиарда человек. Сейчас идет эстафета олимпийского огня, и за этим тоже следит вся страна и весь мир.