Наталья Попова
"Женское очарование — на пятьдесят процентов иллюзия", — говорит героиня Вивьен Ли в фильме "Трамвай "Желание".
Ее роли в кино — иллюзия стопроцентная, но настолько правдивая, что зрители вслед за актрисой забывали кто перед ними Вивьен или ее героиня. В жизни она была типичной англичанкой, элегантной и сдержанной: кудрявые волосы, разделенные на прямой пробор, классический макияж — неяркие стрелки, пушистые ресницы и красная помада. В кино — она и зеленоглазая упрямица Скарлетт О`Хара из "Унесенных ветром", и Бланш Дюбуа, чья красота поблекла, а от прежнего "богатства" остались лишь старые платья, — сложно представить двух более противоположных по духу персонажей.
Проект Weekend выбрал пять кинообразов актрисы, которые невозможно будет забыть и еще век спустя.
Фильм: "Унесенные ветром" (1939)
Роль: Скарлетт О`Хара
Художник по костюмам: Уолтер Планкетт
Самый известный персонаж в карьере актрисы — темпераментная южанка Скарлетт О`Хара, в 1939 года покорившая сердца киноманов, в том числе и своим гардеробом.
Ли буквально вырвала эту роль, еще до проб заявляя: "Я просто должна сыграть Скарлетт". Она даже отправила Маргарет Митчелл телеграмму следующего содержания:
"Дорогая миссис Марш (фамилия Митчелл после замужества — прим. ред.), я чувствую что вы со мной в этот важный момент моей жизни, я от всего сердца обещаю постараться сыграть Скарлетт О`Хара такой, какой вы ее описали в своей блистательной книге".
Работал над костюмами "Унесенных ветром" один из самых известных костюмеров "золотого века Голливуда" — Уолтер Планкетт. Наряд, в котором Скарлетт появляется на барбекю в "Двенадцати дубах" — платье из светлого муслина с зелеными цветами и изумрудной лентой на поясе, дополненное большой широкополой шляпой, безусловно, его лучшая работа. Планкетт провел несколько месяцев, изучая оригинальные костюмы времен Гражданской войны в США, прежде чем приняться за эту работу.
До 1976 года платье хранилось в архивах студии, но пришло в весьма плачевное состояние, и было заново восстановлено Планкеттом, после чего пожертвовано Художественному музею округа Лос-Анджелеса, где до сих пор является одним из самых популярных экспонатов.
Второй по значимости наряд Скарлетт О`Хара — зеленое бархатное платье, сшитое из старых портьер, в котором героиня отправилась покорять сердце Ретта Батлера. Его часто называют "воплощением обмана": героиня маскирует этим платьем свое отчаяние, скрывает от близких цель, с которой шьет его.
Маргарет Миттчел описывала ее в этом момент так: "Скарлетт О’Хара, решившая завоевать мир с помощью платья из бархатных портьер своей матери и перьев, выдранных из петушиного хвоста".
Автор не описывала подробно этот наряд, поэтому Планкетт создавал его, полностью полагаясь на собственную фантазию и, возможно, мнение героини о нем:
"Платье было тоже несравненной красоты — оно выглядело на редкость богато и нарядно и в то же время благородно!"
Наряды Скарлетт менялись не только в соответствии с модой, Планкетт противопоставлял легкие и воздушные ткани первой половины фильма — тяжелому бархату и шелку, демонстрирующим богатство героини во второй части. Чего только стоит вычурное красное платье с перьями в котором она появляется на дне рождения Эшли. Но стоит заметить, что "так", носить его могла только Вивьен Ли.
Оба бархатных наряда сейчас принадлежат коллекции Центра гуманитарных наук Гарри Рэнсома при Техасском университете, который выкупил их в 1980-х, как часть архива продюсера Дэвида Селзника. В 2012 году они были тщательно восстановлены, и в течение года демонстрировались в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, выкупившем архив актрисы. Университет Техаса потратил больше 30 тысяч долларов на реставрацию и консервацию костюмов, в ближайшем будущем на выставке в США будут представлены реплики этих нарядов, оригиналы же Центр намерен хранить соответствующим образом.
Фильм: "Мост Ватерлоо" (1940)
Роль: Майра Лестер
Художники по костюмам: Эдриан Гриннберг, Джил Стил, Ирен Ленц
Роль Майры была любимой работой самой актрисы. Действие происходит в Лондоне в начале Первой мировой войны. Ли играет балерину Майру, влюбившуюся в офицера Роя Кронина. На сцене Кронин видит Майру в балете "Лебединое озеро", в платье с воздушной юбкой и такими же воздушными рукавами-фонариками.
В другое же время она одета как типичная англичанка того времени. Во время их первой встречи на мосту Ватерлоо на ней строгий плащ. Визуально же самые запоминающиеся аксессуары из гардероба героини Вивьен Ли — берет и шерстяная шляпка с полями, в которой Майра была, когда Кронин пытался устроить их свадьбу.
Самым знаменитым предметом одежды из этого фильма стал костюм, в котором Майра едет домой к Рою после его возвращения. Бежевый шерстяной костюм-двойка (пиджак и прямая юбка) с шелковым бархатным воротником, в 2011 году этот костюм был продан с аукциона за 16 000 долларов.
Фильм: "Леди Гамильтон" (1941)
Роль: Эмма Гамильтон
Художник по костюмам: Рене Хьюберт
В 1937 году Вивьен Ли познакомилась с мужчиной всей своей жизни — Лоуренсом Оливье, а три года спустя, в 1940-м, они, наконец, поженились, чему предшествовали долгие разводы с предыдущими супругами. Они вместе играли на сцене "Олд Вик" — Оливье — Гамлета, а Ли — Офелию, а также снялись вместе в нескольких фильмах. Самый запоминающийся из них (в том числе и благодаря "химии" между актерами) — "Леди Гамильтон" 1941 года.
"Я никогда не думал, что можно любить кого-то так сильно и так всецело, или что кто-либо может быть столь удивительно щедрым по отношению ко мне во всем, чего бы я не захотел. С тех пор как мы немного успокоились, остепенились, наша совместная жизнь стала прекрасной. У нас было два чудовищно тяжелых года… но сейчас я действительно верю, что наша любовь, в конце концов, оправдает себя", — говорил Лоуренс Оливье в первые годы отношений с Вивьен Ли.
Фильм, снимавшийся в военное время, был призван укрепить патриотизм англичан, напомнив им о не менее суровом этапе мировой истории — Наполеоновских войнах. "Леди Гамильтон" часто называют любимым фильмом Черчиля, якобы тот смотрел его 83 раза, и даже одним из любимых фильмов Сталина. Как бы то ни было, картина действительно имела большой успех у зрителей. Эта роскошная мелодрама позиционировалась как историческая, однако критики обвиняли ее как раз в отрицании реальных исторических фактов в угоду "красивости" и "романтичности", разыгрываемой истории, а образ самой леди Гамильтон в чрезмерной идеализации.
Над нарядами героев работал художник по костюмам Рене Хьюберт, двукратный номинант "Оскара", известный также работой над "Анастасией" с Ингрид Бергман в главной роли, "Спасательной шлюпкой" Альфреда Хичкока, и одной из ранних экранизаций "Джейн Эйр" с Орсоном Уэлсом и Джоан Фонтейн в главных ролях и юной Элизабет Тейлор. Но досталось и ему, хотя при создании многих из них автор руководствовался историческими свидетельствами и портретами леди Гамильтон.
Эмма Гамильтон стала возлюбленной адмирала Нельсона в 1798 году, а в 1805-м Нельсон погиб в Трафальгарской битве. Рубеж XVIII-XIX веков в моде характеризовался кардинальными изменениями — никаких кринолинов и корсетов, в моде легкие платья с завышенной талией, как на портретах мадам Рекамье (1800) или Жозефины де Богарне (1801). Пышные платья и массивные шляпы с перьями, придуманные Хьюбертом, больше были похожи на наряды предыдущей модной эпохи — середины XVIII века.
Тем не менее, эти помпезные наряды стали заметной частью истории кинематографа. Например, зеленое пальто с многослойным воротником, в котором леди Гамильтон появляется на корабле Нельсона и впервые видит его после ранения, было продано в 2002 году на Sotheby`s за 8 с лишним тысяч долларов.
Фильм: "Анна Каренина" (1948)
Роль: Анна Каренина
Художник по костюмам: Сесил Битон
Следующий фильм Вивьен — Анна Каренина — был принят противоречиво. Постановка Жюльена Дювивье не имела громкого успеха у критиков, но нашла своих поклонников среди зрителей.
Актриса к началу съемок находилась в довольно сложном психологическом состоянии, она только оправилась от депрессии, после выкидыша в 1945-м, а в 1947-м ее супруга посвятили в рыцари, и Вивьен стала леди Оливье. Все о чем она мечтала, была семья, но ребенка Лоуренсу Оливье она так и не смогла родить.
Анна Каренина в исполнении Вивьен Ли получилась нежной и трогательной, а вот искры между ней и исполнителем роли Вронского — Кироном Муром — не возникло, что, по мнению тех же критиков, стало одним из главных минусов фильма. Единственное, что не вызвало нареканий — это художественное оформление — декорации и костюмы.
Продюсер ленты Александр Корда подошел к делу с размахом. Декоратором был выбран выходец из России Андре Андреев, под руководством которого на студии выстроили точную копию Санкт-Петербургского ипподрома.
Вивьен одевал сам Сэсил Битон — талантливый дизайнер, художник и фотограф, снимавший Монро и Гарбо, Шанель и коронацию Елизаветы Второй, а несколько лет спустя придумавший платья для Одри Хепберн в "Моей прекрасной леди".
Придуманные Битоном наряды были подобраны безупречно, к тому же он легко нашел общий язык с Вивьен Ли. Во время одной из примерок костюма в Париже, с актрисой случился "конфуз": хрупкая Вивьен не смогла влезть в корсет. Присутствовавший на примерке Битон быстро спас положение, оказалось, что закройщик просто попытался надеть корсет вверх ногами. В послевоенные годы шелк, атлас и бархат, при создании образов, как нельзя лучше соответствовали видению роскоши в воображении зрителей. Для студии же производство нарядов оказалось накладным, и они всячески пытались ограничить количество используемой ткани.
Некоторые из сохранившихся эскизов Битона и костюмов тоже были проданы с аукционов, так один из нарядов Анны был выставлен в 2005 году в Лос-Анджелесе на аукционе Bonhams более чем за 2,5 тысячи долларов.
Фильм: "Трамвай "Желание" (1951)
Роль: Бланш Дюбуа
Художники по костюмам: Люсинда Баллард, Лиллиан Хаус, Джоан Джозеф, Роберт О`Делл, Маргарет Ройс
Роль Бланш Дюбуа принесла актрисе второго "Оскара", но в то же время стала для нее своего рода "проклятьем". К моменту съемок у Вивьен уже появлялись симптомы биполярного расстройства личности. Позже она признавалась, что в какой-то момент перестала отличать собственную жизнь от жизни Бланш. Уже после смерти актрисы было установлено, что препарат, прописанный ей для лечения туберкулеза, способствовал развитию психического расстройства.
Образ в этом фильме очень далек от той Вивьен Ли, которую привыкли видеть зрители. Вивьен очень хотела сыграть эту роль, ради нее актриса осветлила волосы, гримеры искусственно старили ее в кадре: идея была в том, чтобы через внешность показать, что жизнь ее героини была не из легких.
Над костюмами актеров работали несколько человек, из которых подбором одежды для Вивьен Ли занималась костюмер Люсинда Баллард, обладательница двух театральных премий "Тони". Они вместе обсуждали образ героини (Ли уже играла Бланш в театре, но в кино ее Бланш была иной), Баллард описывала ее так: "Светлые волосы, устаревшая одежда бледных тонов, спадающая мягкими складками". Ли была полностью согласна. Шифоновые платья и блузки с накрахмаленными воротничками добавляли ее образу хрупкости. Гардероб Бланш — "остатки роскоши былой" — один из основных элементов ее образа и одна из причин раздражения Стэнли.
Вивьен Ли не была первой претенденткой на эту роль, и получила ее только после того как кандидатура Джессики Тэнди была отклонена. Но, как сказал Марлон Брандо, позже это стало общим мнением, она была лучшей Бланш. Вторил ему и автор пьесы Теннеси Уильямс: "Она смогла передать в этой роли все, что я хотел, и даже больше, то — о чем я только мог мечтать".
***
Из-за болезни и второго выкидыша ее отношения с мужем лучше не становились. Карьера актрисы после роли Бланш Дюбуа тоже пошла на спад, она продолжала играть в театре, но ее кинороли уже не были успешны. Последний раз она появилась на экране в картине Стенли Крамера "Корабль дураков". К концу 1950-х они окончательно расстались, а в 1960-м развелись, но Вивьен до самой смерти в 1967 году носила титул "леди Оливье".
Наталья Попова