ТОМСК, 27 окт — РИА Новости, Наталья Брусницына. Накануне Дня работников автотранспорта, который в России отмечается в последнее воскресенье октября, корреспондент РИА Новости проехала в одной из томских маршруток от дома до работы и узнала, во сколько начинается рабочий день водителя, когда у него заканчивается терпение и сколько "кругов" он делает за смену.
День автомобилиста отмечается в России ежегодно в последнее воскресенье октября. В этот праздник поздравления получают не только водители, но и рабочие ремонтных предприятий, инженеры-техники и администрация автотранспортных организаций.
По данным городского отдела пассажирских перевозок департамента городского хозяйства, на сегодняшний день в Томске 33 автобусных маршрута, восемь троллейбусных и пять трамвайных. Ежедневно на улицы города выходит около 750 единиц общественного транспорта, около 80% — маршрутки.
Двадцать минут из жизни маршрутчика
На мое предложение пообщаться водитель улыбается и соглашается. Его зовут Евгений, на этом маршруте он работает с 1998 года, но водительский стаж у него намного больше. Говорит, в то время, когда выбирал кем стать, профессия водителя была вполне престижная. Это сейчас она утратила свой статус.
"Я не потомственный водитель, просто мне нравится это дело — крутить баранку… "ПАЗик" мне нравится, машина непривередливая и устойчивая. Появились у нас в городе два корейских или японских автобуса, обкатываются. А вот большие автобусы нам никак не подойдут — тогда по узким улочкам совсем проехать нельзя будет", — делится Евгений.
"С кондуктором, конечно, веселей. Но пока дорога нормальная — езжу без кондуктора, сам справляюсь. Как снег выпадет — выходит на работу кондуктор: дорога будет сложной, отвлекаться нельзя ни на секунду", — отмечает Евгений.
Говорит, что к качеству городских дорог претензий не имеет. Работается в последнее время спокойнее: люди стали терпимее относиться к маршрутчикам, да и многие водители стараются соблюдать культуру общения. Однако бывают ситуации, когда терпение заканчивается.
По его словам, сложно бывает совладать с собой, когда в салон вваливаются нетрезвые и агрессивные пассажиры. Тогда тоже применяются ультимативные методы: "на выход" или "никуда не поедем".
"Да вон, смотрите, через заднюю дверь зашел "никакущий". Еще 11.00 нет, а он уже "готовченко". Тут главное подождать, чтобы уселся и мимо не упал, — в этот момент нетрезвый пассажир садится мимо сиденья, встает и снова пытается сесть. — Вот примерно так все и происходит. Ну, как его выгонять? Даже ему надо домой добраться", — говорит он.
Претензий нет
Пока разговариваем с водителем, в салоне автобуса воцаряется тишина, заинтересованные пассажиры пытаются уловить наш диалог. Я спрашиваю его про расширенный до четырех полос Мокрушинский железнодорожный переезд, в районе которого до сентября этого года собирались огромные пробки.
Что касается зарплаты, говорит, что на жизнь хватает и добавляет: "В жизни же как — сколько ни зарабатывай, все мало кажется. Деньги никогда лишними не бывают. Стоимость проезда поменялась — налоги возросли и цена на запчасти возросла".
Перед выходом на свой остановке рассчитываюсь и спрашиваю своего собеседника о том, как будет отмечать профессиональный праздник.
"На работе — смена как раз выпадает. А вы, девушка, деньги заберите. Не надо, мы тоже умеем людям приятное делать, и не такие уж мы (водители маршруток) суровые люди, как некоторые думают", — добавил Евгений.
Меняются к лучшему
Стоимость проезда в маршрутках впервые за последние четыре года повысилась в июне — с 12 до 15 рублей. После этого маршрутчики должны были объединиться по принципу "один маршрут — один перевозчик", а также повысить уровень комфорта для пассажиров.
Также, после повышения тарифов, некоторые перевозчики начали рассматривать возможность обновить подвижной состав. Однако до сих пор многие грешат несоблюдением вечерних графиков движения.
"Если летом этих жалоб меньше, так как люди были в отпусках, сейчас их количество возобновилось. На недавнем заседании транспортной комиссии перевозчики отметили, что проблема несоблюдения графика вечернего заключается в нехватке квалифицированных водительских кадров, также последнее время на заправках простаивали в очередях", — поясняет Свахина.
"Труд водителя очень тяжелый и ответственный. Мы повышению престижа этой профессии будем посвящать следующие годы. Нужно культуру повышать и плюс думать о подготовке водительских кадров. Молодежь на любые рабочие профессии неохотно идет. Сейчас они видят себя работниками банков и крупных корпоративных компаний", — говорит она.
"Настает период техосмотра, и водители сами с предпринимателем под автобусом проводят от пяти до 10 часов. Сейчас водитель одновременно и экономическую сторону должен вести — кассир, он же и слесарь, он же и механик. Молодежь готова рулить, но не готова к ремонтам, отсюда и нехватка", — отмечает она.
Новый мэр — новые порядки
В настоящее время специалисты мэрии готовятся к разработке программы развития пассажирского транспорта в Томске. Как рассказала собеседница агентства, возможно, первоначально будет создана только концепция, где будут обозначены шаги, которые администрация предпримет в ближайшие пять лет.
При этом добавила, что будет ли новым мэром поддержана политика экс-градоначальника — "один маршрут один перевозчик", не известно. Вероятнее всего у него на этот счет будет свое видение.
"В любом случае, будет и муниципальный транспорт, и от частных перевозчиков мы никуда не денемся. Главное, чтобы улучшилась немного организационная структура, и они все-таки работали по утвержденным графикам, и культура возросла. Это именно то, что нужно населению от маршрутчиков на сегодняшний день", — подытожила она.