Михайловский театр в Санкт-Петербурге готовится отпраздновать 180-летие. Круглую дату отметят грандиозным гала-концертом 27 октября. В нем зрителям представят самые яркие моменты истории театра, открывшегося 8 ноября 1833 года года в присутствии Николая I и императорской семьи. Поздравлять театр будут приглашенные звезды, чьи имена держатся в секрете, и артисты собственной труппы. В преддверии юбилея генеральный директор Михайловского Владимир Кехман, занимающий эту должность с мая 2007 года, рассказал РИА Новости о грядущей реконструкции, о том, для чего театру три "Евгения Онегина", о предстоящем сотрудничестве с Дмитрием Черняковым и о том, какое участие в юбилейных торжествах примет лидер группы "Ленинград" Сергей Шнуров. Беседовала Елена Чишковская.
— Владимир Абрамович, для вас это уже второй юбилей Михайловского театра. Пять лет назад вы, тогда новый директор, ужасно сердились, когда кто-то по старинке называл театр МАЛЕГОТом (Ленинградский академический Малый оперный театр – РИА Новости). Ничего общего с прошлым вы иметь не желали, зато было множество идей, как вдохнуть в театр новую жизнь. С каким посылом встречаете новый юбилей?
— Наверное, самое главное, чего мы достигли за прошедшие годы, это что Михайловский театр получил абсолютную известность в России и в мире, а по финансовым и творческим показателям занял позицию самого успешного театра в Петербурге. И сегодня важно укреплять положение, которого мы достигли, не снижать заданной планки. Те традиции, которые раньше меня раздражали, сейчас радуют и удивляют, я ими горжусь. Слово "МАЛЕГОТ" не вызывает никакого отторжения. Наоборот, оно во многом определяет стратегию дальнейшего развития. Этот театр должен быть тем, чем он когда-то был — творческой лабораторией, поэтому в нем и появилось молодое амбициозное руководство. (С 1 января 2012 года должность музыкального руководителя и главного дирижера занял маэстро Михаил Татарников, а летом этого года оперную труппу возглавил 30-летний режиссер Василий Бархатов — РИА Новости). Я надеюсь, мы будем представлять нашей публике очень интересные проекты. Но на повестке еще один важнейший вопрос — реконструкция. Потому что мы последний театр в Петербурге, у которого нет современного сценического комплекса. Все театры в городе — драматические и музыкальные — были обновлены. Без этого развиваться дальше мы не можем: нужен современный свет, технологичная сцена, мы должны серьезно усилить все, что связано с видеопроекциями. Важнейший элемент — наш оркестр, который хочет давать концерты, а перекрывание ямы, выравнивание пола сейчас очень сложный процесс. У нас огромное количество ограничений, которые не позволяют работать с мировыми лидерами оперы и балета, воплощать инновационные идеи.
— Когда планируете провести реконструкцию?
— Готовится техническое задание для проектирования, мы обсуждаем проект с городом. В 2015 году закупим все оборудование и сделаем необходимые исследования, а в 2016-м за девять месяцев, пока труппа будет гастролировать и выступать на других площадках, быстро и очень недорого сделаем новый сценический комплекс, который будет одним из самых современных в Петербурге и Европе. Я хочу стать примером того, как это делается — в короткие сроки, за очень небольшие деньги. И при этом очень качественно.
— А на вторую сцену не замахиваетесь?
— Пока нет. Это будет уже следующий этап, и это уже другие деньги. Но мы, безусловно, очень нуждаемся в дополнительных репетиционных помещениях, которых у нас крайне мало. Мы вынуждены ограничивать количество спектаклей, потому что не можем организовать репетиционный процесс без малой сцены. Мы даем 220 спектаклей в год, а интерес, который сегодня есть к театру, гораздо выше. Поэтому же мы пока не можем поехать на гастроли — тогда спектаклей здесь будет и того меньше и мы будем не в состоянии компенсировать бюджет. А чтобы театр знали, мы обязаны ездить — и по России, и на традиционные западные рынки, такие как Англия и Америка. Сейчас мы как раз планируем поездку нашего балета в Нью-Йорк в ноябре следующего года — после перерыва в несколько десятилетий. Везем туда "Ромео и Джульетту" Начо Дуато, "Дон Кихота", "Пламя Парижа" и нашу знаменитую "Жизель" Никиты Долгушина. Это очень амбициозный проект.
— Молодая команда уже есть. Будет ли чем ей заняться до реконструкции?
— У нас сверстан план премьер до конца 2015 года. Что касается балетных названий, то следующий сезон, я надеюсь, будет открыт "Золушкой" Жана-Кристофа Майо. Мы обязательно сделаем "Тщетную предосторожность" Фредерика Аштона. В начале мая будет "Белая темнота" Начо Дуато. Мы восстановим балет "Барышня и хулиган". В этом декабре с нетерпением ждем "Щелкунчика" Начо Дуато. А после еще будет "Корсар", Михаил Григорьевич (Мессерер, главный балетмейстер Михайловского театра — РИА Новости) его полностью обновит.
— В опере вы ранее анонсировали также несколько интересных названий, все в силе?
А что будет происходить со старыми — у вас ведь их уже два?
— "Онегиных" много не бывает. Старый спектакль Станислава Гаудасинского и Семена Пастуха мы потом вернем. И постановка Андрия Жолдака тоже будет в репертуаре. Спектакль Жолдака мне невероятно нравится: он сделан для молодой труппы, специально для нашего театра, и в этом его ценность. Но мы не можем пригласить в него звезд. А мне очень нравится, когда звезды поют с нашими молодыми солистами, дают им новый творческий импульс. В постановку Бархатова мы сможем приглашать звезд мирового масштаба. Ну и в следующем октябре у нас еще будет "Манон Леско".
— Для полноты оперной картины вам осталось пригласить Дмитрия Чернякова.
— У нас будет его "Трубадур" — перенос постановки из бельгийского театра La Monnaie — в ноябре 2014 года. Дело в том, что я мечтал поработать с Черняковым, а это единственный из новых его спектаклей, который влезает на нашу сцену, и он нам подходит. Для меня очень важно, чтобы Митя поработал с нашей труппой. Будет очень интересно, потому что это фактически драматический спектакль: минимальное количество декораций и максимум актерской игры. В спектакле будут заняты и приглашенные певцы, и наши солисты. Надеюсь, все они смогут сыграться, и "Трубадур" станет звездой нашего репертуара. Тем более что эта опера не идет в Петербурге.
— А чего вы ждете от Василия Бархатова как от худрука оперы?
— От Василия я жду, что он будет в первую очередь следить за тем, чтобы качество регулярных спектаклей было на очень высоком уровне. Потом, у него есть свои проекты, которые он будет осуществлять в театре. Кроме того, сейчас активно развивается его западная карьера. А для меня крайне важно, что он, находясь на Западе, будет представлять Михайловский театр.
— В последнее время одной из самых обсуждаемых тем в связи с Петербургом была идея создания Национального центра искусств при президенте, выдвинутая Валерием Гергиевым. Многие деятели культуры высказались на этот счет негативно. А как бы вы отнеслись к подобной идее, затронь она Михайловский театр?
— Любое объединение в сфере культуры возможно только в одном случае — когда творческий лидер, вокруг которого происходит объединение, имеет уникальные менеджерские качества. Объединять что-либо вокруг лидера, который постоянно занят, нет никакого смысла. Мы все знаем, сколько работает Гергиев. Он первым получил звание "Герой труда", потому что он действительно герой труда. Но его в последнее время стало настолько много, что тем самым он сам девальвирует свое величие. Что касается объединения Мариинки, Вагановской академии и Зубовского института, то он уже отказался от этой идеи, она похоронена. Но это не означает, что объединение — это плохо. Я, например, считаю, что создание дирекции российских музыкальных театров по аналогии с существовавшей некогда Дирекцией императорских театров — это очень хорошо. Тут в чем проблема? Бюджеты Мариинского и Большого театров в десять раз больше нашего. Как в этом случае с ними конкурировать? Создание дирекции помогло бы организовать процесс так, чтобы каждый театр от этого выиграл бы. Чтобы выдающиеся солисты могли танцевать на разных сценах разный репертуар. И Гергиев мог бы эту дирекцию возглавить как творческое лицо. И я с удовольствием пошел бы под его начало. Потому что Гергиев — это успех и деньги. Всегда. Но его необузданную энергию нужно направлять.
— Анжелина очень интересная балерина и очень хороший человек. В театре она задействована во всем репертуаре, который возможен и невозможен. Станцевала в "Дон Кихоте", в "Пламени Парижа", будет танцевать главную партию в "Щелкунчике" у Начо Дуато, "Корсара", "Баядерку". Чем она не подходила Большому театру — не понимаю. У меня две таких загадки: чем не подходили Большому театру Осипова и Васильев, и чем не подходила Воронцова…
— Воронцовой вы дали шанс — мол, из Большого ее все равно бы "ушли", а Осипову и Васильева вроде как переманили?
— Как можно переманить из Большого театра кого-либо? Это невозможно. Правда в том, что Филину они были не нужны, потому что с ними было тяжело работать, с ними нужно было договариваться, с ними нужно было считаться. Я думаю, что новый директор сейчас выстроит другую систему взаимоотношений, и слава Богу. Но при Анатолии Иксанове была иная ситуация. А когда ты даешь полную власть человеку из балетного мира, который сам является народным артистом, добром это не заканчивается. Ребята хотели свободы и творческого роста. Они поработали у нас два года, перетанцевали все, что им было необходимо. За это время они сделали для Михайловского театра очень много. Сейчас Наташа в Covent Garden, она всегда мечтала жить в Лондоне. Ваня продолжает работать у нас. Их трудовые книжки у нас лежат. И звания они получат, потому что они — выдающиеся танцовщики.
— А в юбилейном гала-концерте они примут участие?
— Иван будет. Анжелина Воронцова, кстати, тоже будет. А вообще этот гала-концерт соберет друзей театра — всех, кто с нами работал эти пять лет, дирижировал, танцевал, принимал участие в наших проектах. Уникально то, что все они выступят бесплатно, не за гонорар. Елена Васильевна Образцова, конечно, будет — она споет нечто такое, чего вы даже представить себе не можете.
— Ходят слухи, что в юбилее примет участие друг Василия Бархатова, лидер группы "Ленинград" Сергей Шнуров. Это правда?
— Совершеннейшая правда. После гала-концерта состоится afterparty. И я решил сделать подарок труппе. Шнур подготовит для нас специальную программу, а его группа в этот вечер будет называться не "Ленинград", а "Малегот".