НОВОСИБИРСК, 25 окт — РИА Новости. Корреспондент РИА Новости Григорий Кроних накануне Дня работников автотранспорта поездил на маршрутном автобусе с Михаилом Рыбалко — водителем с 20-летним стажем. Михаил рассказал о негласных правилах на дорогах Новосибирска, о прибыльных днях и о том, почему на остановках одних пассажиров он дожидается, а других — нет.
Подъем в 4.00 утра
Водители отправляются на работу по пустым улицам, в этот час остальные горожане еще спят. Михаил Рыбалко встает в 4.00 утра, раньше пресловутых доярок, и едет к половине шестого в гараж. Там он осматривает свой автобус — масло, фары, гидравлику, а затем идет на медосмотр: дежурный врач у всех водителей проверяет давление, возможное опьянение, общее состояние.
Перед выходом на линию автобус осматривает механик — только с его разрешения машина может покинуть гараж. Михаил едет на начальный пункт маршрута, по пути забирая второго члена экипажа — кондуктора Ольгу. Начало смены — в 6.00. На исходную точку автобус прибывает минут за 20. Это нужно, чтобы обстановку на дороге узнать, кофе попить. Кроме того, говорит водитель, нужен запас времени "на пробки".
"Опаздывать нельзя потому, что если пропустишь время выхода на маршрут, то выйдешь только через круг, а у нас маршрут по кругу занимает два часа. Это время будет потеряно", — объясняет Михаил.
Маршрут Рыбалко пролегает по Правобережью от остановки Татьяны Снежиной (микрорайон Плющихинский) до Ботанического сада. На вопрос: "Какие маршруты удобнее — короткие или длинные?" Рыбалко отвечает — те, по которым не нужно через Обь переезжать, поскольку у мостов постоянные пробки.
Добавляет, что еще его работа и других водителей зависит от Василия Волчанского, который следит в компании за состоянием автобусов. "Он сам начинал водителем, поэтому дело знает досконально, обеспечивает бесперебойную работу машин" — говорит Рыбалко.
Меньше месяца Михаил ездит на новом "МАЗе", можно сказать, еще обкатывает. Очень рад, что пересел с "кочерыжки" — так водители называют механическую коробку передач. В новой машине мерседесовский двигатель и коробка передач автоматическая.
"Я раньше ездил на "ЛИАЗе", "ПАЗе", но их с новым "МАЗом" не сравнить. На тот же "пазик" я в жизни больше не сяду — очень неудобная машина. А вот белорусы свои машины научились хорошо делать", — говорит Михаил Михайлович.
Тяжело с пенсионерами
Маршрут №30 — давний, кондуктор Ольга работает на нем "всю жизнь". "Когда начинала — дети в начальную школу ездили, а сейчас они же в институт катаются, здороваются: "Помните, тетя Оля, у меня денег не было, вы меня бесплатно провезли?" — рассказывает собеседница.
Одним экипажем Михаил с Ольгой работают три года. "Я с плохими не езжу, только с хорошими водителями. Иногда Михаил бывает, конечно, занудой, но водит отлично и всегда внимателен к пассажирам. Если какая-то старушка торопится, то обязательно подождет", — нахваливает кондуктор своего водителя.
"Пассажиры разные бывают, тяжелее всего с пьяными и пенсионерами. Пенсионеры бывают такие — лишь бы поругаться, разрядиться на ком-нибудь. Им не автобус или кондуктор, им жизнь не нравится. А бывает, подождешь старушку с сумкой, она потом подойдет к кабине и угостит огурцом или помидором с собственной дачи", — делится Михаил.
График работы водителей расписывается на месяцы вперед. Часто работа приходится на праздники, вот и очередной Новый год — 31 декабря и 1 января Михаил Рыбалко проведет на маршруте.
"Ничего, я привык, а в Новый год даже весело, люди песни поют, поздравляют… Некоторые водители в Дедов Морозов наряжаются, кондукторы в Снегурочек… Я, правда, этим не увлекаюсь", — говорит он.
Обед и маршал Рыбалко
"МАЗ" Рыбалко завершает обратный путь по маршруту и заезжает на площадку для отстоя на остановке Татьяны Снежиной. Михаил наливает кружку кофе и выходит из машины подрегулировать "дворники".
В середине рабочего дня, когда он уже сделает несколько кругов, водителю положен обед — минут 40. Иногда из-за пробок приходится его чуть сокращать, но время поесть находится — было бы что, на месте отстоя столовой нет, есть пара киосков с самсой и чебуреками. Рыбалко признается, что не знает, какого они качества, он их не пробовал.
"Я еду или с собой из дома беру, или вообще без обеда обхожусь — это уже вошло в привычку. А вот термос с кофе всегда вожу", — говорит он.
На отдыхе находится время задать вопрос о фамилии, которую когда-то прославил маршал бронетанковых войск Павел Рыбалко. В ответ водитель смущается, хотя признает, что дед ему рассказывал о том, что они с маршалом — дальние родственники.
"Рыбалко — фамилия довольно распространенная, в моем родном селе на Украине половина жителей ее носила. Я, конечно, книжки о маршале читал, но выяснить степень родства не пытался", — говорит он.
А в Сибири Рыбалко оказался по комсомольской путевке. Поехал по ней в Ульяновск строить завод, там женился, а позже переехал на родину жены — в Новосибирск.
Правило трех "Д"
В кабине Михаила на кронштейне висит телефон, на ухе — гарнитура, чтобы можно было говорить за рулем. Телефон не для того, чтобы скоротать время в пробке — это рабочий инструмент, для постоянной связи с другими водителями, двигающимися по этому же маршруту.
"Мы сообщаем друг другу о дистанции — чтобы ехать равномерно по маршруту, обмениваемся информацией — где пробка, где авария, по какой полосе ее объезжать, это все очень важно", — говорит он.
"Я придерживаюсь принципа три "Д" — дай дураку дорогу. Даже если человек не прав, то лучше уступить, это всем выгоднее. Бывает, видишь утром аварию на маршруте, ездишь до вечера, а машины все стоят — полицию ждут, лучше таких ситуаций избегать", — говорит собеседник. Уверяет, что сам он за 20 лет вождения аварий не допускал.
"На общественном транспорте водитель отвечает и за пассажиров, и за машину. Он все должен видеть, контролировать ситуацию. Правда, в последнее время водители "легковушек" стали значительно вежливее в отношении пассажирского транспорта — уступают дорогу, пропускают к остановке", — признает Рыбалко.
Одни проездные
Поскольку 30-й маршрут обслуживают автобусы одной компании, то водители распределяются по нему равномерно. Этим, говорит Михаил, пользуются конкуренты — "маршрутчики". Как только Рыбалко трогается с конечной остановки, впереди него стартует "маршрутка", которая держится за одну-две остановки, первой подбирая накопившихся пассажиров, готовых платить за билет не 17, а 20 рублей.
"А нам достаются пенсионеры с проездными", — сетует он.
Смена Рыбалко — до 19.00. Но это не конец работы, он еще должен отогнать автобус в гараж и помыть его. Чистая машина — это забота водителя, причем за его счет.
"Пока тепло — моем машины сами, а когда температура ниже нуля — ездим на автомойку. Это общее правило. А за порядок в салоне отвечает кондуктор", — рассказывает он.
Вечером водитель снова проходит медосмотр и снова проверяет исправность машины. На это все уходит еще несколько часов, домой Михаил возвращается к полуночи, а то и после.
"Иногда надоедает баранку крутить, еду домой, уже ночь, а машин на улицах все не убывает. Думаю: "Да что же вы за день, что ли, не наездились! Смена у нас два дня через два, так что за двое суток отдохнешь от работы и — снова за руль. На самом деле, мне эта работа нравится, менять я ее не собираюсь, как и свой 30-й маршрут", — заключает Рыбалко.