МОСКВА, 24 окт — РИА Новости, Мария Ганияц. Двухдневная предаукционная выставка Sotheby's, где представлены 45 топ-лотов, среди которых работы Рубенса, Пикассо, Миро, Фалька, Серова и других — с общим эстимейтом 200 миллионов долларов, открылась в четверг на третьем этаже Российской академии художеств (РАХ) на Пречистенке.
"На выставке представлены работы импрессионистов, модернистов, картины русских художников: все эти сегменты отражают основные интересы российских собирателей", — сказал на открытии журналистам генеральный директор Sotheby's в России Михаил Каменский.
Он добавил, что оценочная стоимость работ, приехавших в Россию, составляет порядка 200 миллионов долларов.
"Это рекорд и это рекорд русский (для Sotheby's — ред.). Он отражает ту востребованность в высококлассном искусстве, которая опять ощутима в воздухе в нашей стране", — пояснил Каменский. Он также напомнил, что по итогам прошлого года число покупателей из России выросло на 33 %.
Импрессионисты и искусство ХХ века
Среди топ-лотов предстоящих торгов "Импрессионисты и искусство ХХ века", которые пройдут в Нью-Йорке, на выставке в Москве оказались работы Пикассо, Гогена, Миро, Джакометти. Все они будут выставлены на вечерний аукцион 6 ноября.
Одним из самых дорогих лотов признана скульптура Альберто Джакометти "Большая голова Диего", сделанная художником после войны в 1955 году, которую оценили в 35-50 миллионов долларов. Эта работа, изображающая брата художника, представляет собой смелый эксперимент с человеческим портретом: изображение младшего брата сдавленным до крайней степени, таким образом, что можно одновременно увидеть лицо как бы с нескольких сторон и с разным выражением.
Представлена здесь и "Женская голова" Пабло Пикассо 1935 года — из его знаменитой серии портретов Марии-Терезы Вальтер. Ее оценили в 20-30 миллионов долларов. Также на выставке есть очень светлое, деревенское полотно Поля Гогена "Бретонский мальчик и гусь" 1889 года, оцененный в 6-8 миллионов долларов, а также абстрактное полотно Жоана Миро 1925 года с интригующим названием "Счастье любить мою брюнетку" (9-12 миллионов долларов).
Старые мастера и британская живопись
Искусство старых мастеров давно облюбовано российскими коллекционерами, поэтому неудивительно, что выставке представлены топ-лоты торгов в этом сегменте, которые пройдут в Лондоне 4-5 декабря и в Нью-Йорке 29-30 декабря и 29-30 января.
Председатель совета директоров Sotheby's лорд Марк Полтимор, напомнил собравшимся, что не меньше трети лотов с торгов старых мастеров покупается коллекционерами из России.
"Особенно я хочу отметить две важнейшие работы Каналетто, не только удивительные по своему классу и качеству, но еще и парные", — сказал Полтимор. "Венеция. Вид на площадь Сан Марко" и "Венеция. Вид на Гранд-канал и мост Риальто" выставляются единым лотом с эстимейтом 8-12 миллионов фунтов и происходят из коллекции банка HSBC.
Также Полтимор отметил прелестную небольшую работу Лукаса Кранаха Старшего "Смерть Лукреции" 1525 года. Ее эстимейт составляет 300-500 тысяч фунтов. "Эта работа принадлежала графу Григорию Строганову. Частично коллекция Строганова перешла в музеи Эрмитаж и Метрополитен, — пояснил он.
Кроме того, на выставке представлен мужской "Портрет испанского сеньора" кисти Питера Пауля Рубенса, сделанный во время второго визита художника в Испанию в 1628 году. Эксперты аукциона предположили, что этот портрет может изображать великого испанского художника Диего Веласкеса, с которым Рубенс общался во время поездки. При рентгене под верхним слоем обнаружился еще один портрет, который может быть изображением короля Филиппа IV, при дворе которого работали и Рубенс, и Веласкес. "Сдвоенный" портрет оценили в 400-600 тысяч фунтов.
Также на выставку привезли полотна прерафаэлитов. Это "Рождественское песнопение" Данте Габриэля Россетти, "Тосканская девочка" Уильяма Холмана Ханта и "Встреча на яхте" Джеймса Тиссо.
"Рождественское песнопение" Россетти — ранняя работа художника из серии поясных изображений женщин в венецианских платьях, играющих на музыкальных инструментах, написана маслом на дереве и оценена в 4-6 миллиона фунтов. "Тосканская девочка" Уильяма Холмана Ханта была создана неподалеку от Флоренции зимой 1869 года, ее эстимейт составляет 3-5 миллиона фунтов. И, наконец, "Встреча на яхте" Тиссо, которую художник написал в 1873 году, через пару лет, после того, как приехал в Лондон и был очарован Темзой и оживленными торговыми пристанями вокруг реки. Полотно оценили в 2-3 миллиона фунтов.
Все три картины происходят из коллекции лордов Леверхалмов, и их совокупная стоимость, по оценкам экспертов, составляет 9-14 миллионов фунтов.
Русское искусство
Порядка двух десятков топ-лотов, которые будут выставлены в рамках недели "русских торгов" в Лондоне 25 и 26 ноября, а также пара огромных императорских ваз представляют на выставке отечественное искусство.
По словам Джо Викери, главы лондонского отдела русского искусства Sotheby's, одно из самых знаковых произведений выставки — портрет "Мужчины в котелке" Роберта Фалька 1917 года.
"Этот потрясающий портрет знаменитого еврейского коллекционера Якова Каган-Шабшая, по моему мнению — одна из самых значительных работ художника, которая когда-либо была на российском рынке", — рассказала Викери РИА Новости. Она пояснила, что картина сохранилась чудом, так как почти все собрание коллекционера погибло во время войны, в 1941 году. Эту работу эксперты оценили в 2,5-3,5 миллиона фунтов.
Среди других произведений, представленных на выставке, выделяется "Обнаженная" Николая Фешина, которую продает музей Палм Спрингз. Эта картина одно время находилась в коллекции голливудского актера Джорджа Монтгомери. Есть также нежнейший женский портрет Валентина Серова 1892 года, пейзаж Льва Лагорио, сделанный по заказу императрицы Александры Федоровны, и "Карельский пейзаж" Николая Рериха.
Особый интерес для коллекционеров представляют огромные парные вазы Императорского фарфорового завода эпохи Николая I. На них воспроизведены голландские жанровые картины из коллекции Эрмитажа, одна из которых до сих пор находится в собрании музея. Вазы оценили в 2-2,5 миллиона фунтов.