Елена Костомарова
В Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка голландского фотографа Гисберта Ханекроота "От АББЫ до Заппы. Рок-фотография 1970-х". Семь десятков портретов и двадцать винтажных отпечатков – это настоящая наглядная энциклопедия "золотого" десятилетия рок-музыки.
Гисберт Ханекроот – самоучка, однажды твердо решивший стать профессионалом и исполнивший свою мечту, что теперь советует делать всем начинающим фотографам. В 70-е Ханекроот работал на различные музыкальные журналы, снимая тех, кто в то время находился на пике популярности – The Rolling Stones, Kiss, The Who, Боб Марли, Фредди Меркьюри в его объективе молоды, амбициозны и полны надежд.
Фотографии на выставке действительно наполнены предчувствием будущих событий. 1972 год, Амстердам — 13-летний Майкл Джексон поет на сцене вместе со своими братьями в составе "The Jackson 5", и еще непонятно, кого из всей пятерки будут называть поп-королем. На другом снимке запечатлены влюбленные: 20-летняя модель Джерри Холл, мечтательно смотрящая вдаль, и ее жених Брайан Ферри, которого Холл очень скоро бросит ради Мика Джаггера.
"Музыка 70-х сильно повлияла на мою жизнь, я был свидетелем самого ее расцвета. Все музыканты делились для меня на две группы: те, которые зарабатывали на своей популярности деньги, и те, кто жил музыкой и выкладывался на все 100. Спустя годы первые канули в небытие, а вторые стали настоящими легендами", — говорит фотограф.
В отличие от многих журналистов, деливших с музыкантами их образ жизни за кулисами и в турах, Ханекроот всегда оставался чуть поодаль. Для него концерты всегда были в первую очередь работой и водить дружбу со своими моделями у него попросту не было времени. Может быть, именно эта дистанция и помогала фотографу находить нужный ракурс, с которого в объекте съемки можно увидеть не только звезду, но и человека.
Тем не менее за многими снимками, представленными в экспозиции, стоит своя маленькая история. Например, снимок Дэвида Боуи, сделанный на концерте в Роттердаме в 1976 году. Это одно из первых появлений певца в образе Изможденного Белого Герцога. "Тогда на башнях освещения были установлены ящики с флуоресцентными лампами, и снимать при таком свете было очень сложно", — вспоминает Ханекроот.
Над некоторыми своими моделями фотограф иронизирует: "Группа Kiss перед съемкой потратила полтора часа на макияж и переодевание". О студийной съемке Патти Смит фотограф говорит с удовольствием: "До того, как заняться музыкой, Патти работала моделью, и когда она пришла ко мне в студию, я понял, что мне ничего не придется ей советовать. За получасовой сеанс мы сделали четыре совершенно разные фотографии".
Одна из самых любимых работ самого Гисберта Ханекроота – снимок саксофониста Джона Колтрейна, сделанный 18-летним фотографом на концерте в Амстердаме, на котором видно, как музыкант с благодарностью и смущением принимает аплодисменты публики.
"Нужно быть плохим фотографом, чтобы не сделать хорошего портрета Мика Джаггера", — утверждает Ханекроот. Хороший портрет на выставке имеется: Мик Джаггер на нем изображен во всей красе – обаятелен и самодоволен.
"В названии выставки заключены первая и последняя буквы английского алфавита A и Z, это символизирует то, что мне в своей работе удалось охватить довольно большой спектр музыкальных групп. Конечно, всех снять невозможно – к своему сожалению, я не работал, например, с Дженис Джоплин и Элвисом Пресли".
Выставка "От АББЫ до Заппы. Рок-фотография 1970-х" продлится до 8 декабря.