Итальянский баритон, оперный режиссер Тито Гобби (Tito Gobbi) родился 24 октября 1913 года в Бассано дель Граппа, регион Венето (Италия). Он был третьим из пяти детей в семье инженера Джованни Гобби. В детстве Тито болел астмой, поэтому отец уделял большое внимание физическому воспитанию сына. Со временем юноша излечился от болезни, превратившись во всесторонне развитого спортсмена: он занимался альпинизмом, ездил на велосипеде и катался на беговых лыжах.
Петь Тито начал, еще обучаясь в местной начальной школе.
По окончании школы Гобби поступил в Падуанский университет, готовя себя к карьере юриста. В скором времени, оставив юриспруденцию, он начал брать уроки вокала в Риме у известного в то время тенора Джулио Крими.
Первое публичное выступление Гобби на сцене городского театра Губбио датировано 15 мая 1935 года. Он дебютировал в опере Винченцо Беллини "Сомнамбула".
В трех постановках 1935 года он пел басом, но с 1936 года перешел на баритон.
В 1936 году получил первую премию на Международном конкурсе вокалистов в Вене.
В 1938 году Гобби дебютировал в римском театре "Адриано" в партии Жермона в "Травиате" Джузеппе Верди, затем пел в оперных театрах городов Италии.
С 1942 года был солистом миланского театра "Ла Скала".
С 1947 года выступал в ведущих театрах Швеции, США, Англии, Португалии, Ирландии, Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Испании и других.
Тито Гобби обладал редким по красоте тембра голосом большого диапазона. Артистическая многогранность позволяла ему создавать разнохарактерные музыкально сценические образы. Особенно были близки Гобби герои опер Джузеппе Верди: Риголетто ("Риголетто"), Яго ("Отелло"), Жермон ("Травиата"), Амонасро ("Аида"), Ренато ("Бал маскарад"), маркиз ди Поза ("Дон Карлос"), Макбет ("Макбет") и другие.
Среди лучших партий певца – Скарпиа и Джанни Скикки ("Тоска", "Джанни Скикки" Джакомо Пуччини), Фигаро и Вильгельм Телль ("Севильский цирюльник", "Вильгельм Телль" Джоаккино Россини), Дон Жуан и граф ("Свадьба Фигаро" Россини) и другие.
Всего на оперной сцене певец исполнил свыше 100 партий.
Он неоднократно выступал вместе с такими выдающимися исполнителями, как Мария Каллас, Марио Дель Монако, Элизабет Шварцкопф; дирижерами Артуро Тосканини, Вильгельмом Фуртвенглером, Гербертом фон Караяном.
Превосходное знание оперных партий, умение хорошо распределять динамику и чутко слышать партнера позволяли ему достигать редкого единства в ансамблевом пении. С Марией Каллас певец дважды записал на пластинки оперу "Тоску" Пуччини, с Марио Дель Монако – "Отелло".
Тито Гобби принимал участие в многочисленных теле и кинооперах, экранизациях.
Он снимался в фильмах "Чио-Чио-сан" (Sogno di Butterfly, 1939), "Запретная музыка" (Musica proibita, 1942), "Перед ним дрожал весь мир" (Avanti a lui tremava tutta Roma, 1946), "Без ума от оперы" (Mad about opera, 1949), "Трагедия Риголетто" (Rigoletto e la sua tragedia, 1954), "Фигаро, цирюльник из Севильи" (Figaro il barbiere di Siviglia, 1955) и др.
В конце 1960-х годов голос Гобби начал утрачивать богатство тембра, певец сократил сольные выступления и занялся оперной режиссурой. Он поставил оперу Верди "Симон Бокканегра", затем в 1970 году – оперу "Фальстаф" Верди и исполнил главную партию, в 1976 году осуществил постановку в Метрополитен опера оперы "Тоска" Пуччини.
В 1979 году он опубликовал автобиографию "Тито Гобби: Моя жизнь", в 1984 году вышла книга певца "Мир итальянской оперы".
5 марта 1984 года Тито Гобби скончался от рака в Риме в возрасте 68 лет.
Гобби был женат на пианистке Тильде де Ренсис, дочери известного итальянского музыковеда Раффаэло де Ренсиса.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников