Столица региона Апулия — Бари — второй по величине город на юге Апеннинского полуострова после Неаполя. Задолго до Рождества Христова этот населенный пункт пользовался славой удобного порта и играл не последнюю роль в экономике и политике Средиземноморья. Однако настоящую известность Бари приобрел лишь после 1087 года, когда в город были доставлены мощи святителя Николая (Чудотворца или Угодника). Православное определение хоть и не распространяется на католического или протестантского Николая (San Nicolo), но смысла его божественного предназначения не меняет — в морских державах его чтят как покровителя мореплавателей, путешественники убеждены, что он присматривает за ними в долгих странствиях, а бедные обращаются именно к нему, дабы обрести средства к жизни.
Старосветский культ
Святой Николай родился в 250 году в Патаре (современная Турция). К сожалению, достоверные сведения о его жизни остаются достаточно фрагментарными и недостоверными. Не подвергается сомнению лишь то, что Николай был при жизни одним из отцов-основателей христианской церкви, и то, что в начале IV века н.э. он служил епископом в местечке Мира (Ликия). Главный период его деятельности выпал на правление императора Константина Великого. А вот во время его предшественника — императора Диоклетиана — Николай, как и все христиане, подвергался жестоким гонениям, был активным участником борьбы с идолопоклонством и ересью. Принимал участие в Первом Никейском соборе в 325 году — первом Вселенском соборе в истории христианства, — но вскоре после этого умер.
Святитель и при жизни пользовался большой любовью у прихожан за свои добрые поступки, особенно за заботу о бедных и обездоленных. Николаю поклоняются практически по всей Европе, даже в Гренландии. В Италии же этот святой особо почитается на юге Апеннин.
Исторические вехи
Местность, где теперь находится столица Апулии, была заселена людьми с доисторических времен. Еще в III веке до н.э. порт Бари был хорошо известен по всему Средиземноморью. В римский период город значительно улучшил свое экономическое положение благодаря созданию сети надежных дорог, связавших его с другими населенными пунктами полуострова. С VI века н.э. Бари формально относился к владениям Восточной Римской империи, оставаясь предметом для вооруженных конфликтов между различными претендентами. Примерно в 730 году город был захвачен лангобардами, которые развернули в Бари активную строительную деятельность. В течение IX века город-порт трижды сменил хозяев, пока в 1071 году не оказался под властью норманнского короля Роберта Гуискара. Именно норманнские рыцари в 1087 году привезли в Бари мощи святого Николая, похитив их из склепа в далеком турецком городе Мира.
Норманнский период был для Бари успешным со всех точек зрения, если не считать многочисленные атаки на город со стороны желающих захватить процветающий средиземноморский порт. Время правления Фридриха II считается гораздо менее успешным, говорят, что местные жители его не жаловали и часто досаждали ему бунтами, поэтому король был просто вынужден соорудить внушительную цитадель для собственной безопасности.
Только в наполеоновскую эпоху, когда Бари находился под управлением Иоахима Мюрата, город впервые вырвался за границы средневековых стен. Тогда началось бурное строительство нового района с прямыми проспектами и богатыми дворцами. Эта часть столицы Апулии, ставшая экономическим и коммерческим центром, до сих пор называется Мураттино.
Базилика Святого Николая
Существуют места, в которых история, искусство и традиции объединены особым образом и к которым направляются многие пути. Торжественная и строгая, напоминающая нечто среднее между военным укреплением и культовым зданием, базилика Святого Николая, что стоит в Старом Бари, и есть такое место.
Сегодня, как и многие столетия назад, в Бари стекаются христиане-паломники со всего света, так что по популярности город может соперничать с Римом и Сантьяго-де-Компостелой. Однако только у могилы святого Николая восточная и западная христианские традиции объединяются, и люди разных вероисповеданий с одинаковым энтузиазмом поклоняются святым мощам, пусть на время, но забыв о церковном расколе.
История создания базилики началась в середине марта 1087 года, когда 72 барийских моряка отправились в Миру, намереваясь изъять реликвии епископа Николая. Как мы уже отметили выше, это опасное предприятие им удалось. Практически сразу после прибытия бесценных мощей бенедиктинский аббат Элиа начал строительство сооружения, предназначенного для хранения похищенных реликвий. Строительство базилики длилось более века, однако уже в 1089 году папа римский Урбан II смог освятить крипту, а в 1105-м, уже после смерти Элиа, новый аббат занялся отделкой внутреннего пространства церкви. Освящение всей базилики состоялось в 1197 году.
Базилика Святого Николая представляет собой трехнефное сооружение, внутреннее пространство которого разделено колоннами. Здание находится в стенах Старого города, но когда его строили, предполагалось, что его фасад будет выходить к морю, поэтому одна из апсид базилики украшена огромным окном, которое могло служить и порталом.
Аббат Элиа считается не только инициатором строительства базилики, но и ее архитектором, так как ему принадлежала основная концепция нового здания. Сан-Никола представляет собой очень интересный пример средневековой архитектуры, впервые строители в Апулии обратились к типологии подобных сооружений, более характерных для севера Европы. До тех пор большинство культовых построек возводились в византийском стиле.
Тайны и загадки базилики
А что же считается главным в базилике? Здесь присутствует некоторая двусмысленность. С одной стороны, мощи святого хранятся именно в этой церкви, с другой стороны, останки епископа из Миры собраны не все, а те, что есть в наличие (если они и впрямь принадлежат Николаю), доставлены в Бари нечестным путем. Базилика построена в Средние века, но в ней до сих пор не найдено ни одной записи, относящейся ко времени строительства, более того, внутри нет даже иконы святого Николая. Конечно, изображение епископа кое-где присутствует, например, в сцене коронации Роджера Норманнского, украшающей бронзовую дарохранительницу, но в данном случае святой выглядит скорее второстепенным участником, чем главным действующим лицом. Роджер Норманнский, видимо, не отличался скромностью. Почему бы ему не удостоить вниманием святого Николая, если, согласно легенде, этот правитель встречался с самим Христом (в Палермо сохранились мозаика из Мортораны, где король запечатлен с Иисусом)?
В то же время в базилике хранятся удивительные реликвии, ради которых и было предпринято небывалое по тем временам строительство. Есть, правда, один интересный, но сомнительный документ, изготовленный на следующий день после смерти Элиа в 1105 году, на котором стоит его собственноручная подпись. В бумаге содержится завещание аббата, утверждавшего, что только он, Элиа, и никто другой считается истинным духовным наследником и покровителем базилики.
О том, бывал ли при жизни епископ Николай в Бари или нет, мы спорить не станем, но согласимся с утверждением историков, что как только мощи святого были перевезены из Миры в Бари, последний из никому неизвестного поселения очень быстро превратился в столицу Апулии.
Прогулка по городу
Базилика остается самым популярным христианским сооружением Бари, но стоит лишь на втором месте в городской церковной иерархии, уступая Кафедральному собору Сан-Сабино. Последний был возведен в 1035-1064 годах на месте византийского храма. Многочисленные переделки изменили внешний и внутренний облик собора, но до сих пор это сооружение остается прежде всего прекрасным образцом романской эпохи.
Еще один значительный памятник Бари находится уже за пределами Старого города — это замок Свевов (Castello Svevo). Историю строительства данного фортификационного сооружения можно условно разделить на четыре периода. Сначала на этом месте находился римский военный форт, что подтверждено археологическими изысканиями, затем норманны возвели свою крепость с видом на море, далее Фридрих II затеял здесь строительство собственной цитадели, включив в комплекс и старый норманнский замок, наконец, испанцы в XVI веке облагородили цитадель, добавив к ней угловые башни и оборонительный ров. Сейчас в замке базируется гипсотека — коллекция гипсовых копий, снятых с наиболее интересных деталей фасадов романских сооружений. К сожалению, большая часть цитадели закрыта для публичных посещений.
Попасть внутрь Старого города можно несколькими путями, но мы рекомендуем воспользоваться маршрутом, который начинается от площади Феррарезе (Piazza del Ferrarese), что в юго-восточной части исторического центра. На севере она граничит с Торговой площадью (Piazza Mercantile), там стоит обратить внимание на старинное административное здание Седиле (Sedile), где начиная со средних веков заседал городской совет. Еще одним интересным памятником считается Колонна юстиции (Colonna della Giustizia), а проще говоря Позорный столб, к которому привязывали должников и злостных неплательщиков налогов.
Прогуливаясь по Бари, обязательно совершите легкий променад по улице Венеция (Via Venezi), которая тянется вдоль крепостных стен с севера на юг. На протяжении всего маршрута здесь открываются прекрасные панорамы на море, порт и новые районы города.
Наиболее интересные объекты района XVIII века расположены вдоль проспектов Витторио-Эмануэле II (Corso Vittorio Emanuele II) и Кавур (Corso Cavour). Просторный проспект Витторио-Эмануэле II служит своеобразной границей между Старым городом и остальным Бари, здесь находятся Дворец правительства (Palazzo del Governo) и Коммунальный театр Николо Пиччинни (Teatro Comunale Nicolo′ Piccinni). Замыкает прекрасную перспективу знаменитый театр "Маргарита" (Teatro Margherita). В настоящий момент здание в стиле модерн находится в полуразрушенном состоянии, но сами барийцы тешат себя надеждой, что когда-нибудь это сооружение будет восстановлено. На проспекте Кавур также можно увидеть достаточно интересных объектов, возведенных в конце XIX — начале XX веков, но для приезжих эта магистраль более интересна как главная торговая улица Бари.
Опасности и неприятности
Бари пользуется дурной славой как город, в котором происходит много мелких преступлений. Поэтому советуем вам не оставлять ничего в автомобиле и не носить на себе ярких драгоценностей, а также приглядывать за своими кошельками и фотоаппаратами. В ночное время лучше воздержаться от прогулок по Старому городу в одиночку.
Впрочем, Бари известен еще и тем, что здесь вас легко могут обвести вокруг пальца при самых невинных обстоятельствах. Например, в ресторане официант принесет вам те блюда, которые вы и не думали заказывать, а скажет, что это за счет заведения, однако ж халявные кушанья будут включены в счет. Обязательно проверяйте деньги, полученные в качестве сдачи, ибо барийцы, как никто в Италии, умеют убедить клиента, что 100 — 85 = 5 евро (а не 15). В такой ситуации нужно проявлять настойчивость, а не полагаться на местные калькуляторы. Договариваясь с таксистом о цене за ту или иную поездку, стоит учитывать, что в конечной точке маршрута он запросит большую сумму. Опытные итальянцы в таких случаях говорят: Siamo a Bari! ("Мы же в Бари!"), и разводят руками.
Ирина Нехорошкина