Белла Адцеева
Вигго Мортенсен, чья актерская карьера началась относительно поздно, долгое время оставался исполнителем второстепенных ролей, чьих персонажей зачастую и вовсе вырезали из фильма при финальном монтаже. Судьба в лице Питера Джексона улыбнулась ему в 1999 году, и после роли Арагорна он моментально стал звездой первого эшелона. В день 55-летия актера проект Weekend вспоминает самые значимые роли Вигго Мортенсена.
Трилогия "Властелин колец", Арагорн
Роль следопыта Арагорна, сделавшая Вигго Мортенсена звездой категории А и обеспечившая ему узнаваемость по всему миру, досталась актеру, когда все этапы препродакшн были позади, и съемки длились около недели. Режиссер трилогии Питер Джексон позвонил Мортенсену уже из Новой Зеландии и предложил заменить Стюарта Таунсенда, которого, к слову, готовил к роли полгода и даже начал снимать эпизоды с ним. До того, как утвердили Таунсенда, который в итоге показался режиссеру слишком молодым для Арагорна, на роль претендовали Николас Кейдж и Рассел Кроу, а Дэниел Дэй-Льюис отказался от участия в проекте.
Хотя, в отличие от остальных актеров, времени на подготовку у Мортенсена практически не было, вживаться в образ он начал уже в самолете на пути в Новую Зеландию — по трапу актер спускался босиком, а в руках держал исландскую "Сагу о Вельсунгах", вдохновившую Толкиена на "Властелина колец". Непосредственно во время съемок актер часто уходил в лес, где бродил часами, а с костюмом Арагорна не расставался даже во время сна. Все это Мортенсен объяснял приверженностью системе Станиславского и давней любовью к мифологии.
"Самое странное, я тогда не читал Толкиена. Когда я согласился на роль, моим единственным советчиком был мой сын Генри. Ему тогда было 11. Он толкиенист–надомник. Генри сказал: "Арагорн – это круто". Я ему поверил. Он и раньше умолял меня прочитать Толкиена. Помню, когда летел в самолете и листал этот толстенный талмуд, все время думал: ну не дурак ли я, что дал себя уговорить?", — вспоминал Мортенсен.
Вряд ли этот вопрос приходил в голову Мортенсену после выхода фильма – благодаря роли Арагорна 43-летний актер стал настолько популярен, что был вынужден опубликовать официальное письмо, в котором извинялся перед поклонниками, за то что не может отвечать на обрушившиеся на него письма.
Мортенсен жаловался журналистам, что посетители, приходя на выставку его абстрактных картин или презентацию очередной книги (Мортенсен серьезно занимается живописью и литературой), воспринимают его не как художника и писателя, а исключительно как Арагорна, хотя признавал и то, что после "Властелина колец" на него наконец-то посыпались долгожданные предложения главных ролей.
"Идальго", Фрэнк Хопкинс
После роли Арагорна Вигго Мортенсен дождался-таки своего звездного часа. В первые годы карьеры, когда ему не то что не приходилось играть главных героев, но зачастую из финальной версии фильма вырезали даже его второстепенных персонажей, актер и по совместительству поэт написал печальный стих "Монтаж":
С человеком, которым ты был
Так недолго,
Покончено.
Его место
На аккуратном кладбище,
Где пахнет попкорном.
К счастью, последние 10 лет у Мортенсена нет ни повода, ни времени для грустной лирики. "Идальго" — первый фильм, где он исполнил главную роль, — замышлялся как подлинная история американского наездника Фрэнка Хопкинса, однако в результате вызвал множество нареканий со стороны историков, которые не нашли в биографии Хопкинса событий, описанный в картине. Что до самого актера, по его словам, для него главный интерес в проекте представляла возможность показать ковбоя таким, каким его не привыкли видеть зрители.
"И в Америке, и в других странах ковбои считаются эгоистами, Образ ковбоя для некоторых людей подразумевает нетерпимость, представление, что ваш эгоизм куда важнее других людей или других сообществ. Но все те, с кем я общался, когда готовился к роли, другие. Они типичные американцы – да, иногда до абсурда упрямы, но, поверьте, у них достаточно чувства юмора для того, чтобы не относиться к себе слишком серьезно. В "Идальго" мы смогли перевернуть представление о ковбоях, и это как раз то, что мне нравится в фильме", — рассказывал актер.
"Солдат Джейн", Чиф
Инструктор "морских котиков" старшина Джон Джеймс Аргайл, или "Чиф", — пожалуй, самая известная второстепенная роль Мортенсена, над созданием которой он работал наравне с режиссером Ридли Скоттом. По мнению актера, непрерывное противостояние Чифа с главной героиней Джордан О`Нил (Деми Мур) делало инструктора настоящим маньяком, а персонаж получался слишком "однобоким".
"Сделать его тупым безмозглым женоненавистником было бы проще всего. Я подумал, что поэзия для этого парня – как раз то, что надо", — говорил Мортенсен.
Так, с подачи актера, в фильме появился знаменитый эпизод, когда Чиф, расхаживая между рядами спецназовцев, читает стихотворение английского писателя Дэвида Лоуренса "Жалость к себе".
"Оправданная жестокость", Том Столл
С картины "Оправданная жестокость" началось сотрудничество Мортенсена с канадским режиссером Дэвидом Кроненбергом.
"Проект достаточно долго был в разработке, и у каждого продюсера было свое собственное мнение по поводу актера, который должен исполнить главную роль. Вигго с самого начала был в моем шортлисте, несмотря на то что история несколько раз переписывалась, а Том Столл, соответственно, менялся. Да, у Арагорна, благодаря которому Вигго прославился, мало общего со Столлом, но я был уверен, что он сможет сыграть и такой противоречивый характер, как в "Оправданной жестокости"", — вспоминал Дэвид Кроненберг.
Для того, чтобы понять своего героя Тома Столла – примерного семьянина, который на поверку оказывается способным на убийство, — Мортенсен вновь использовал систему Станиславского – сам выбирал и покупал почти весь реквизит для закусочной и дома своего персонажа, а также часами общался с жителями Филадельфии, чтобы освоить филадельфийское произношение.
"Когда вы находите актера, который вас каждый день удивляет, то вы понимаете, что он может сделать это еще и еще раз, но уже в совершенно другой роли, в совершенно другом фильме", — говорил Кроненберг. Так получилось у него и с Мортенсеном.
"Порок на экспорт", Николай Лужин
Несколько недель перед съемками актер провел в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, где разучивал русские фрагменты сценария и специфический сленг. Нанесение крестов и куполов на спину и руки Мортенсена занимало ежедневно около двух часов, а самую знаменитую сцену фильма – драку в бане – снимали несколько дней. "Годы спустя эта сцена будет считаться неким образцом и мерилом", — писал кинокритик Роджер Эберт, поставивший фильму высший балл из возможных.
Перед тем, как отправить актера в Россию, Кроненберг вручил ему книгу о татуировках на телах российских бандитов с подробными описаниями и расшифровками.
"Как и Дэвид, я искренне верю, что нужно собрать как можно больше деталей, даже самых незначительных. Как раз это я и пытался сделать, когда путешествовал по России. Там я действительно встретил всех этих бесчестных людей. Я ездил везде один, без гида, и познакомился со многими людьми из криминального мира, сидевшими когда-то в тюрьме", — рассказывал Мортенсен.
Американские критики сравнивали "Порок на экспорт" с предыдущим фильмом Кроненберга "Оправданная жестокость", однако ставили его гораздо выше. Многие издания включили картину в пятерку лучших фильмов 2007 года и до сих пор считают, что талант Вигго Мортенсена с наибольшей силой раскрылся именно здесь.
"Дорога", Отец
Роль в постапокалиптической драме "Дорога" по роману Кормака Маккарти изначально предназначалась Брэду Питту, однако после его отказа Стив Шварц отправил сценарий Мортенсену. Съемки проходили в Пенсильвании — местные пейзажи с каменноугольными бассейнами и дюнами сочли наиболее подходящими для изображения жизни на Земле после катаклизмов. Картина про отца и сына, бредущих по покрытой пеплом дороге в поисках пищи и попытках избежать встречи с каннибалами, на первый взгляд кажется фильмом о выживании, но оказывается историей взаимоотношений отца и сына.
"В то время я собирался сделать небольшой перерыв в работе, но не смог устоять перед соблазном раскрыть характер такого героя. Мне было интересно показать его в экстремальной ситуации — он не мог думать, что если его не станет, о сыне кто-нибудь позаботится. Если бы его не стало, то ребенок остался бы один во всем мире. Думаю, когда люди видят что-то подобное на экране, это еще больше привязывает их к собственным семьям. Это та сфера, которую действительно стоит изучить", — говорил Мортенсен.
"Вигго был рожден, чтобы сыграть эту роль. Во время съемок было много вещей, которые стали бы настоящим испытанием для другого актера, в том числе отвратительная погода — дождь, туман, слякоть. Но я был потрясен тем, как он может сфокусироваться на роли и оставаться со своим персонажем, даже когда камеры выключены. Не знаю, как Вигго отнесется к этому, но должен сказать, что первые несколько дней съемок он специально спал в той же одежде, которая была на нем в кадре. Он обращал внимание на каждую деталь — если его обувь казалась ему недостаточно мокрой, он выливал на нее воду. Иногда это казалось мне одержимостью, но в результате Вигго добился своего — он буквально превратился в своего персонажа", — рассказывал продюсер Стив Шварц.
В целом положительно оценив картину, критики восторженно встретили работу актеров — по мнению многих журналистов, фильм стал таким "мучительным, сильным и преследующим" в основном благодаря блестящей игре Мортенсена.