АФИНЫ, 19 окт — РИА Новости, Геннадий Мельник. Необычную выставку устроил Национальный Археологический музей в Афинах — в залах рядом с шедеврами скульптуры и керамики, ценнейшими артефактами древнегреческой цивилизации расположились более полусотни произведений современного искусства. Выставка вызвала противоречивые чувства — художники рады выставиться в залах одного из известнейших музеев мира, посетители смотрят на современное искусство с удивлением или безразличием, а некоторые сотрудники музея считают ее неуместной.
Впрочем, одна работа из экспозиции уже исчезла — по словам сотрудников музея, ее снял сам автор. Исчез и стоявший у входа стенд с названием выставки — "Вклад. Современные греческие творцы". Через два месяца все работы продадут с аукциона и две трети денег передадут музею. Организаторы надеются с помощью современного искусства завлечь в Археологический музей и молодежь.
Инсталляции и артефакты
Открывается экспозиция искусственным оливковым деревом Ангелоса Панайотидиса и картиной "Без названия" Марии Анастасиу с изображением дерева, велосипеда и лежащего человека, расположившихся рядом со скульптурой "Мыслитель" позднего неолита (4500-3300 гг до н.э.), мраморной головой кикладской статуэтки (2800-2300 гг до н.э.) и всемирно известной золотой маской Агамемнона из микенского захоронения.
В соседнем зале рядом со скульптурой сидящего бога (600 г до н.э.) установили инсталляцию "Точилка для карандашей" Панайотиса Таниманидиса с керамическими блюдами, йогуртом в плошках.
Картина "Адам и Ева" (Статис Андруцакис, 2010 год) оказалась между монументальной аттической амфорой из погребения в Керамикосе и гидрией, расписанной художником Аналатисом (7-й век до н.э.).
Некоторые работы, как, например, трехногая женщина Ставроса Диакумиса, производят на посетителей большое впечатление, а некоторые вызывают недоумение, как "Этюд с флагом" Власиса Каниариса. Натянутые на каркас из сетки штаны и рубашка, завернутые в национальный флаг Греции, оказались в одном зале с медной скульптурой Зевса или Посейдона раннего классического периода. Впрочем, современная скульптура Одиссея неплохо смотрелась в зале с надгробиями.
Многие выставленные работы назывались одинаково — "Untitled".
Один из экспонатов — светящийся крест со скелетом — исчез сразу после открытия выставки. Его убрал сам художник, а почему — не известно, сообщили РИА Новости две сотрудницы музея.
На вопрос, нравится ли им выставка, они в один голос ответили: "Нет! Как это может нравиться?". По их мнению, многим работам не место рядом с шедеврами древней цивилизации, но решение принимало руководство музея: "Мы не понимаем, для чего. К нам идут смотреть наши экспонаты, не выставку".
"А это что? Это неприемлемо!" — показала одна из сотрудниц на инсталляцию "Бутти. Фетиш смерти".
Посетители музея на новые экспонаты внимания практически не обращают или останавливаются возле самых интересных экспонатов, как картина "Ящик Пандоры" (художники Калос и Клио) или инсталляции "Утопия" (Стелиос Гавалас) с видеозаписью прибоя и с шумом моря.
Модерн — в помощь археологии
Исключением стали двое молодых людей, явно пришедшие смотреть и фотографировать именно выставку. "Нам очень нравится. Очень интересно, прекрасные работы", — сказали молодые люди, один из которых оказался художником и автором выставленной в музее композиции — серии рисунков старых башмаков "Встреча с древностью".
"Я нарисовал свои старые башмаки, в которых ходил по Акрополю, по археологическим памятникам, по древним местам. Я решил, что нарисую ботинки, продам картину, и так смогу помочь музею. Ведь все выставленные здесь произведения продаются, мы надеемся, что их купят на аукционе. Как мы еще можем помочь?" — сказал Яннис Диамантис.
С замечанием, что современное искусство не очень сочетается с экспонатами Археологического музея, молодые люди согласились. "Но это всего на два месяца. 15 декабря все уберут. А посмотреть интересно, так необычно", — полагают они.
Выставляться в столь престижном музее для художников большая честь.
"Работы сами по себе неплохие, есть хорошие, интересные. Мы не хотим их критиковать. Но здесь неподходящее для них место", — сказали две девушки, следившие за порядком в залах.
"Ну, зачем эту картину поставили возле Афродиты, Пана и Эроса? Прекрасная скульптура, разве это ее украсит?" — сказала одна из девушек. По их мнению, современным работам место в музее современного искусства.
Картины, скульптуры, гравюры, фотографии и инсталляции известных современных греческих художников были допущены в залы музея с одобрения Центрального археологического совета по инициативе некоммерческой организации "Альянс за Грецию".
Поддержал выставку и премьер Антонис Самарас. Заслуживают одобрения те, кто своим искусством либо лептой укрепляет Национальный Археологический музей, сказал Самарас на открытии экспозиции, а министр культуры и спорта Панос Панайотопулос поблагодарил художников за ценную помощь.