МОСКВА, 17 окт — Прайм. Падение производства и продаж легковых автомобилей в России в октябре текущего года продолжится, серьезно помочь перенасыщенному рынку не сможет даже программа льготного автокредитования, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Аналитики сходятся во мнении о причинах снижения рынка — это стабилизация после агрессивного роста в 2010-2011 годах.
Программа господдержки льготного автокредитования была запущена с 1 июля 2013 года и продлится по 1 апреля 2014 года с возможностью продления до конца следующего года в зависимости от промежуточных итогов. Она распространяется на новые автомобили и LCV стоимостью до 750 тысяч рублей.
В конце сентября глава Минпромторга Денис Мантуров сообщал, что россияне уже приобрели в рамках программы 86 тысяч автомобилей и подали заявки еще более чем на 280 тысяч.
Плюса не ждать
Ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов уже не ожидает возобновления прервавшегося в феврале роста российского автомобильного рынка. "Скорее всего, в октябре тоже будет падение. По крайней мере, вероятность этого очень высока", — говорит он.
Одним из ключевых факторов для рынка Тимерханов назвал программу льготного автокредитования, но с определенными оговорками. "Она поможет только сдержать падение, а для обеспечения роста ее недостаточно, так как рынок насыщен, а текущая экономическая ситуация в стране не способствует повышению покупательской активности", — сказал эксперт.
Говоря о лидерах и аутсайдерах российского, Тимерханов отметил, что рынок всех расставляет по местам: "Не может, допустим, Chery продавать в месяц столько же машин, сколько Renault, и в ближайшей перспективе вряд ли сможет, потому как разница между ними в 10 раз. А это — пропасть! И чтобы ее преодолеть, нужны не месяцы, а годы стабильной работы на рынке, плюс соблюсти еще много других условий".
В свою очередь председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер охарактеризовал складывающуюся сегодня на российском авторынке ситуацию так: "Средняя температура по больнице улучшается, но на здоровье конкретного пациента это не отражается".
Несмотря на то, что по сравнению с предыдущими месяцами текущего года кривая продаж в сентябре поползла вверх (+6,7% к августу), по сравнению с прошлым годом "рынок не показывает достаточной стабильности, которая должна быть основой для умеренного роста в ближайшем будущем", отмечает он.
Нежеланный класс
Самым "проблемным" сегментом рынка по-прежнему является гольф-класс, считает гендиректор "РОЛЬФа" Татьяна Луковецкая.
"Несмотря на меры, предпринимаемые государством, в частности, запуск программы льготного кредитования, россияне неохотно выбирают автомобили класса С. Так, доля автомобилей этого сегмента в январе-сентябре составила 24,4%, что на 5,4 процентного пункта ниже, чем в 2012 году. Это происходит на фоне того, что падение доли рынка автомобилей класса В прекратилось — доля рынка авто этого сегмента осталась на уровне 2012 года — 23%", — говорит эксперт.
При этом локомотивом российского авторынка остаются кроссоверы, в частности, компактные и средние кроссоверы. "Так, доля кроссоверов на российском рынке по итогам девяти месяцев составила 36,5%, что на 3 процентных пункта выше, чем в январе-сентябре 2012 года. Кроме того, продажи кроссоверов будут расти в преддверии осенне-зимнего периода, когда реализация автомобилей этого сегмента традиционно растет в силу сезонности", — добавила Луковецкая.
Вместе с тем, по ее словам, сам "Рольф" отмечает рост продаж автомобилей в кредит: за 9 месяцев текущего года доля кредитных автомобилей в общем объеме реализации одного из ведущих автодилеров в РФ, превысила 50%, что практически на 10 процентных пунктов выше, чем в январе-сентябре 2012 года. Увеличиваются и продажи в кредит по госпрограмме — в сентябре было реализовано 34% таких машин от общего объема проданных в кредит автомобилей. Наибольшая доля пришлась на Renault — 73% проданных в кредит по госпрограмме машин.
"Если сравнивать продажи автомобилей в кредит по госпрограмме с результатами продаж новых иномарок в сентябре, то можно найти параллели — продажи автомобилей первой пятерки совпадают с высокими результатами продаж по госпрограмме. Если оценивать перспективы, то данная тенденция сохранится до конца года", — уверена Луковецкая.
Планы пока неизменны
"Самый оптимистичный прогноз, по нашему мнению, — это то, что рынок останется на уровне сентябрьского. Это в лучшем случае", — считает управляющий директор "Хендэ Мотор СНГ" Денис Петрунин, добавляя, что компания не меняла своих производственных планов и планов по продажам до конца года.
В компании Renault агентству "Прайм" также заявили, что не меняли планов по производству или объемам продаж, поскольку в этом попросту нет нужды. "Хотелось бы обратить внимание на то, что по результатам на сентябрь этого года Renault занимает лидирующую позицию на рынке иномарок, продав 155,081 тысячи автомобилей (+12% к аналогичному периоду прошлого года) и получив долю рынка в 7,6%", — сказали в пресс-службе российского представительства автопроизводителя.
Языком цифр
По данным АЕБ, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ за сентябрь 2013 года сократились на 5% — до 246,895 тысячи единиц. По итогам девяти месяцев падение оказалось еще боле значительным — 7%, до 2 миллионов штук.
В свою очередь, Росстат отчитался о том, что выпуск легковых автомобилей в РФ за 9 месяцев текущего года сократился на 2,5%, до 1,4 миллиона единиц. При этом в сентябре 2013 года выпуск легковых авто упал на 7,2% относительно сентября 2012 года.