ВЛАДИВОСТОК, 17 окт — РИА Новости, Илья Горбунов. Жизнь с протянутой рукой может быть как прибыльным бизнесом, так и необходимостью. В преддверии Международного дня борьбы за ликвидацию нищеты корреспондент РИА Новости узнал, как существуют современные попрошайки Владивостока.
История Международного дня борьбы за ликвидацию нищеты неразрывно связана с датой 17 октября 1987 года. В этот день более 100 тысяч человек собрались на площади Трокадеро в Париже, где в 1948 году была подписана Всеобщая декларация прав человека, чтобы отдать дань памяти жертв крайней нищеты, насилия и голода. С тех пор он празднуется ежегодно. Но на мероприятиях, посвященных ему, очень часто поднимается и тема борьбы с попрошайничеством.
Люди перехода
"Подайте на пропитание, подайте Христа ради. У меня нет жилья и нет денег даже на хлеб. Если не будет денег, то умру от голода и холода", — просит милостыню у входа в подземный переход бабушка, одетая в старый тулуп и мужские тренировочные штаны. Рядом с ней, как и положено, лежит икона и кружка для подати.
Подхожу к ней, чтобы кинуть пару рублей в кружку и завязать разговор. Хочу узнать, что могло довести женщину до такой ситуации. Но попрошайка видит фотоаппарат на шее, плюет в мою сторону и отворачивается, делая вид, что ей нет до моих слов никакого дела. Через пять минут, понимая, что я все еще слежу за ней, она собирает свои вещи и уходит. Зато вместо нее ко мне подходит мужчина "нерусской" внешности.
"Что не даешь людям работать. Иди, куда шел, и не мешай другим", — говорит он мне, после чего скрывается от попытки сфотографировать.
Как рассказал мне охранник, стоящий на входе в торговый центр, который расположен рядом с подземным переходом, эта парочка появилась в переходе совсем недавно, и они еще боятся полиции или сознательных людей, поэтому не ввязываются в конфликты. Предыдущие "арендаторы" перехода были хуже.
"Там мужик был, который косил под инвалида. Так он и драку мог устроить. Совсем наглый, но его в итоге прогнали", — объяснил охранник.
Сколько я себя помню, в этом переходе вечно сидели попрошайки, но никогда одни и те же люди долго не задерживались. Да и с "крышей" я столкнулся впервые. Впрочем, место людное и наверняка прибыльное, поэтому странно, что бизнес "по-серьезному" здесь не вели раньше. А может, и вели, просто не так заметно.
Профессиональные попрошайки
Кстати, до нищих из западных регионов России приморские как-то не дотягивают. Нет полета фантазии в реквизите. Ни табличек со слезливой историей, ни афганских медалей на груди. Только грязная одежда, иконка и протянутая рука. Но были в истории города и более активные персонажи.
Стал городской легендой и бродяга Максим Иванович, в течение нескольких лет в начале 2000-х годов ходивший по владивостокскому Арбату и собиравший деньги на мировую коммунистическую революцию. Ему, кстати, тоже подавали часто и много.
Еще больше собирали цыганские дети, которые были не столько изобретательными, сколько наглыми. Они бродили целыми толпами по туристическим местам Владивостока и требовали денег. С ними весьма успешно боролась полиция, но они всегда появлялись вновь.
История одного нищего
"Я ведь не зарабатываю на этом безумных денег, как считают некоторые люди. И машины у меня нет, и квартиры. Я зарабатываю себе действительно на жизнь", — объясняет мне нищий Антон, который просит милостыню возле Храма Успения Божьей Матери.
Он сначала не хотел со мной говорить и даже пытался отогнать, но после 100 рублей, положенных в его тарелочку, согласился побеседовать "за жизнь". Как оказалось, она у него была весьма печальной.
"Еще в начале 1990-х годов я перегонял иномарки, купленные во Владивостоке, в Новосибирск, и за несколько лет нажил себе в этом бизнесе очень хорошую репутацию. Но один раз при перегоне у меня угнали новенький Land Cruiser Prado, и я, как говорится, попал на очень хорошие деньги перед бандитами", — пожаловался нищий.
Сразу всю сумму перегонщик выплатить не мог, и его поставили "на счетчик", то есть проценты по долгу начислялись каждый день. В итоге у него отобрали квартиру, а в качестве прощального подарка переломали ноги. Когда Антон вышел из больницы, у него не было ни денег, ни возможностей начать все заново.
"В итоге я запил, а когда отошел, то уже был на улице. Ни друзей, ни родных, готовых помочь. И вот лет пятнадцать нищенствую и живу лишь на то, что подадут", — закончил свою историю Антон.
Также он объяснил мне, что сейчас попрошайничество во Владивостоке перестало быть прибыльным бизнесом, и большинство попрошаек просят денег действительно на свое проживание. Зато их количество значительно увеличилось, и выглядят они уже далеко не так презентабельно, как профессионалы.
По его мнению, самый лучший заработок все же у церквей. Особенно в православные праздники. Но священнослужители постоянно выгоняют нищих с территории храмов. В этом я смог убедиться на личном опыте, когда один из работников церкви потребовал, чтобы Антон покинул ступени лестницы, ведущей к храму. Нищий спорить не стал, и наш разговор оборвался.
Борьба, недоверие и мнение полиции
Впрочем, с уходом Антона мне представился отличный шанс переговорить с тем, кто его выгнал. Работник храма Алексей свою фамилию называть отказался, зато рассказал, что такие нищие, как Антон, скорее всего, деньги тратят на алкоголь и сигареты, а не на еду.
"Они постоянно приходят посидеть на ступеньках возле храма и приносят с собой алкоголь. Конечно, когда они просят милостыню, они его прячут, но как только у них наступает перерыв, то тут же пьют. Был молодой парень, который сидел прямо возле храма с банкой дешевого коктейля, и его ничуть не смущало, что он просит людей помочь ему во имя Христа", — возмущается Алексей, видно, что ему хочется добавить что-то грубое, но он сдерживается.
Алексей рассказал мне, что самые настоящие нищие не просят милостыню в переходах. Они даже пытаются зарабатывать деньги, просто у них это не получается.
"Такие люди не просят денег у прохожих, поскольку им не позволяет совесть. Они лучше умрут от голода. Таким нищим мы помогаем. Кормим их по пять дней в неделю в районе Спортивной набережной, ведь пути господни неисповедимы, и много кто может оказаться в трудной ситуации. Но они пострадавшие в жизни люди, а не попрошайки", — отметил он.
По его словам, таким людям часто просто хочется помочь потому, что у них действительно печальные жизненные истории, да и зла они никому не делают.
Например, минувшей зимой наряд ППС спас бездомного, у которого случился инсульт. Правда, пристроить его в больницу смогли лишь на третий час поисков. Никто из медперсонала больниц Владивостока желания полицейских спасти "бомжа" не разделял.
"Не понимаю, почему мы не можем относиться к ним как к нормальным людям. Ведь по закону и по существу они являются гражданами России, и, если не совершают никаких противоправных действий, за что нам их осуждать? За алкоголизм? Но я знаю людей, которые спивались, будучи вполне обеспеченными", — недоумевал недавно на пресс-конференции исполняющий обязанности начальника УМВД по Владивостоку полковник Сергей Гусев, отвечая на вопрос журналиста о том, что следует делать с нищими на улицах города.
За чертой бедности можно остаться честным
Уже перед самым написанием этого репортажа я совершенно случайно столкнулся с нищетой в ее истинном проявлении. Семья Авиловых уже давно привыкла жить за чертой бедности. Они отказались фотографироваться и говорить о том, что их привело к такому положению дел, но согласились рассказать, как они выживают.
Именно выживают, потому что другое слово подобрать трудно. Семья с двумя детьми ютится в чужом развалившемся доме и очень боится, что их оттуда выселят настоящие владельцы. Все деньги тратятся на еду детям, а отец и мать семейства кормятся объедками, оставшимися от клиентов на работе в одной из городских столовых.
В доме нет ничего, кроме дешевой газовой плитки, трех матрасов и большого количества подранных одеял. Правда, дети выглядят чистыми, как и их родители, а рядом с импровизированными кроватями не валяются пустые бутылки из-под водки или пива. Никто из Авиловых алкоголь не употребляет.
"Так мы живем уже четыре года. И каждый день надеемся, что что-то изменится. Я на работе получаю 12 тысяч и жена столько же, но, с учетом наших обстоятельств, денег постоянно все равно не хватает. Но мы не сдаемся, хотя и боимся, что скоро окончательно окажемся на улице", — рассказал глава семьи Сергей Авилов.
Сейчас он, наконец, нашел вторую работу, где, кроме уже довольно приличной зарплаты, ему будут выдавать и продуктовое довольствие. Жена Марта надеется, что дополнительные деньги помогут выбраться семье из полной нищеты и, возможно, снять квартиру.
Я восхищаюсь этими людьми. Но в конечном счете, за время подготовки к этому репортажу мне удалось увидеть разные грани нищеты: покоряющихся судьбе и алкоголю людей, наглых попрошаек и тех, кто еще стремится честным путем выйти из кризиса. Кто из них прав, рассудит время, а я же с этого момента начну задумываться, стоит ли кидать монетку в кружку нищим, ведь эти деньги могут как спасти людей, так и заставить их всю жизнь надеяться лишь на милостыню.