Наталия Григорьева
Новый фильм Рона Ховарда, режиссера "Игр разума", "Нокдауна", "Подмены" и "Кода Да Винчи", выходит в российский прокат – картина с лаконичным названием "Гонка" повествует о "золотом веке" Формулы-1 и о реально имевшем место спортивном и личном противостоянии пилотов Джеймса Ханта и Ники Лауды. В главных ролях – Крис "Тор" Хемсворт и "изуродованный" гримом Даниель Брюль.
В сезоне 1976 года невозможно было предсказать, кому в итоге достанется победа, от этапа к этапу Лауда и Хант поочередно выходили на первую позицию – даже чудовищная авария, после которой австриец чудом остался в живых, не вывела его из строя. Проведя в больнице чуть больше месяца, гонщик возобновил участие в соревнованиях, но на заключительном этапе в Японии принял решение добровольно сойти с трассы из-за сильного дождя. Победа тогда досталась Ханту, принеся ему чемпионский титул, первый, единственный и заслуженный – в конце концов, история не знает сослагательного наклонения, тем более, когда речь идет о достойных поступках и честных выигрышах. Герои фильма Рона Ховарда настолько разные, насколько и похожие – дело не только в спортивном духе и азарте, но и в простом, человеческом благородстве, которое превращает мальчишек-задир в мужчин, уважающих друг друга. И это чуть не важнее в определении истинного чемпиона, чем какие бы то ни было результаты заездов.
"Гонка" – безусловно, ода Формуле-1, как зрелищному и восхитительному в своей недоступности виду спорта. Режиссер "цепляет" камеры и на машины – точные копии реально существовавших, и на шлемы гонщикам, переходя от стремительных, будто документальных, кадров с ревущими моторами и мелькающими болидами к рапидам и панорамным съемкам. Но, любуясь гонкой, ее спортивной составляющей, он не забывает все о том же человеческом факторе: самые пронзительные сцены разворачиваются не на треке, а за его "кулисами", где соперники украдкой защищают честь и достоинство друг друга, где балагур и позер Хант избивает в туалете наглого журналиста, оскорбившего Лауду во время пресс-конференции.
Таким же спустя десяток лет будет противостояние Айртона Сенны и Алена Проста, блестяще показанное на экране в документальной ленте Азифа Кападии "Сенна" (2009). И дело не только в символических совпадениях, сближающих эти истории. Ховард, как и Кападиа, едва заметными, тончайшими штрихами рисует историю скорее великой мужской дружбы, чем вражды, историю о том, что на треке важно быть самым быстрым, а в жизни — которая, если повезет, будет длиннее спортивной карьеры — оставаться человеком.