Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
В Москве избит заместитель главы дипломатической миссии Нидерландов Онно Элдеренбош. Давайте попробуем понять: отчего им, дипломатам, так тяжело живется на этом свете и за что им приходится отдуваться?
В ночь на среду двое неизвестных под видом электриков подкараулили Элдеренбоша у дверей его квартиры, вломились туда, избили и связали дипломата, после чего беспрепятственно ушли, не взяв с собой ничего.
Не станем юридически сопоставлять эти события, похожие как две капли воды. Вместе с тем, нельзя не обратить внимания на сложившуюся в "теневой" части международных отношений практику почти ветхозаветного — "око за око, зуб за зуб" — воздаяния.
Хулиганские нападения на легальных разведчиков из посольства, активно противодействующих "выпасающей" их контрразведке, были и остаются, в общем, грубой, но общепринятой практикой приведения чужака "в чувство".
За этим с неотвратимостью следовало нападение на функционально аналогичного сотрудника посольства "страны-хулигана" на родине пострадавшего дипломата. Причем со строгим соблюдением протокола, вплоть до выставления фингалов под соответствующими глазами и ломанием ровно тех конечностей, которые были сломаны. Потом все успокаивалось и входило в колею.
После "холодной войны" в периоды обострений такие вещи тоже случались. Например, в ответ на избиение троих детей российских дипломатов в Варшаве в июле 2005 года (в момент очередного обострения "братской любви" между Польшей и Россией) в Москве в начале августа были избиты два сотрудника польского посольства, а также польский журналист.
И никто ничего никогда не доказывал, потому что никто никогда ничего доказывать не собирался. Все, кому надо, понимают этот жесткий внеправовой язык с полуслова. И понимают, на что идут. "Потому что мы сами выбрали себе этот бизнес", как говорил в подобном случае один из героев "Крестного отца — 2".
Спорить с этой широко распространенной и, безусловно, достойной концепцией пока что не представляется возможным. В первую очередь потому, что она слишком молода и не прошла проверки историей на прочность и адекватность.
Написаны эти правила, к слову, большой кровью, и надо иметь воистину незамутненный разум, чтобы на основании сиюминутных (в исторической перспективе) конъюнктурных соображений ломать об колено этот сложнейший механизм балансировки интересов держав, целью которого является ни много, ни мало — поддержание мира.
Надо только помнить, что мир — это слишком серьезный бизнес, чтобы измерять его категориями некрупных статей уголовного, а то и административного кодекса, и работают на этот мир очень специальные люди, о чем внятно сказано в соответствующих международных договорах. Люди, которые освобождены от правовых рамок страны пребывания, и за это иной раз могут получить по лицу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции