Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Мистраль": между историей, политикой и торговлей

© РИА Новости / Даниил Низамутдинов Спуск на воду российского вертолетоносца "Владивосток" во Франции
Спуск на воду российского вертолетоносца Владивосток во Франции
Илья Крамник объясняет, почему российские вертолеты могут быть интересны Франции не меньше, чем России интересен французский десантный корабль.

Илья Крамник, военный обозреватель РГРК "Голос России", специально для РИА Новости.

15 октября 2013 года во французском городе Сен-Назер спущен на воду универсальный десантный корабль "Владивосток", построенный для ВМФ России по французскому проекту BPC 160, более известному как "тип "Мистраль". Первый УДК российского флота "Владивосток" стал и первым боевым кораблем, построенным для России во Франции за последние сто лет — в 1908 году российский императорский флот получил крейсер "Адмирал Макаров", построенный на верфях "Форж э Шантье". 

Сто лет перемен

"Адмирал Макаров" был последним крупным боевым кораблем, построенным для России во Франции. После революции СССР закупал главным образом проекты для самостоятельной реализации (среди прочих рассматривался, но был отвергнут проект французского тяжелого крейсера типа "Алжир"), а во время Второй Мировой пополнялся по ленд-лизу главным образом кораблями и катерами американской постройки. После 1945 года, с началом Холодной войны, закупки кораблей "в капиталистических странах" стали и вовсе немыслимы — импорт для ВМФ ограничивался странами СЭВ и Варшавского договора.

Пуск первого российского Мистраля
Первый выход "Владивостока" в море запланирован в марте 2014 года"Рособоронэкспорт" и французская госкомпания военного кораблестроения DCNS в июне 2011 года подписали контракт на строительство первых двух вертолетоносцев типа "Мистраль" для ВМФ России, первый из которых поступит на вооружение российского флота в 2014 году.
Распад СССР, последовавшее резкое падение потенциала судостроительной промышленности и политические перемены сделали продолжение подобной политики невозможным, и начавшееся восстановление ВМФ очень быстро поставило перед руководством страны вопрос о возобновлении закупок кораблей за рубежом.

Одновременно менялись и взгляды на применение ВМФ, включая его десантные силы. Очевидно, что высадка десанта с целью поддержки приморского фланга наступающей армии на европейском ТВД становилась все менее актуальна. При этом флот практически не имел инструментов по защите российских граждан и интересов за рубежом — если не считать ракетно-ядерного удара, который, при всех своих достоинствах, все же не слишком пригоден в повседневных конфликтах. Наиболее же удобные для постоянной проекции силы на большие расстояния средства — палубная авиация и десантные силы — были развиты в отечественном флоте крайне слабо и, более того, в 1990-е — 2000-е годы подверглись серьезной деградации. 

Так, пошли на слом три из четырех авианесущих крейсеров типа "Киев" (проект 1143). Лишь судьба четвертого, ставшего после капремонта и модернизации индийским авианосцем "Викрамадитья", показывает истинный потенциал этих кораблей. Ушел в Китай второй корабль типа "Адмирал Кузнецов" (1143.5) — "Варяг", ставший там авианосцем "Ляонин". Был разрезан на стапелях атомный "Ульяновск". После долгого стояния "у стенки" списаны все три "океанских" БДК проекта 1174, хотя и построенных по устаревшей концепции, но имевших большие возможности по обеспечению присутствия на дальних рубежах. 

На фоне этой "бескровной Цусимы" незамеченным для обывателей прошло списание практически всех кораблей управления. 

Воздух и управление

На этом фоне закупка "Мистралей" была призвана закрыть три основных "пробела" ВМФ России — дать нормальное "транспортное средство" для морской пехоты, способное обеспечить долговременное присутствие воинских контингентов в отдаленных районах без баз, обеспечить авиационную поддержку — помимо редко выходящего в море "Адмирала Кузнецова" и его стареющего авиакрыла, и, наконец, дать флоту полноценные корабли управления.

Характеристики вертолетоносца Мистраль
Характеристики вертолетоносца "Мистраль"

Иногда их презрительно называют "адмиральскими яхтами", между тем проблема глубже, чем кажется — штаб соединения на боевом корабле (крейсере, эсминце, БПК) делает этот корабль небоеспособным, "реквизируя" для своих нужд системы связи и оборудование главного командного пункта. "Мистраль", изначально оборудованный в том числе для целей управления, этой проблемы лишен.

Французский военный корабль-вертолетоносец класса Мистраль. Архив
"Мистрали" требуют кораблей для защиты, считает экс-главком ВМФ РФ"Мистралям" нужна хорошая защита, чтобы обеспечивать их "боевую устойчивость в случае критических ситуаций", считает бывший главком ВМФ РФ адмирал флота Феликс Громов.
Учитывая время, которое сегодня корабли ВМФ проводят в дальних походах и возобновившееся формирование оперативных соединений в ключевых районах океана, вопрос о корабле управления является одним из первоочередных. Второстепенным, хотя и немаловажным, является интерес к архитектуре и функциональным возможностям информационно-управляющей системы корабля Zenith-9 и командной системы управления соединением (флотом) SIC-21, приобретенным вместе с кораблями.

Воздушную поддержку операций морской пехоты или сил спецназначения российский "Мистраль" будет обеспечивать российскими же вертолетами, и здесь неожиданно Россия становится лидером. "Ударную" функцию планируется возложить на Ка-52К, палубный вариант известного боевого вертолета, и на сегодняшний день, это, судя по всему, самый совершенный ударный вертолет корабельного базирования.

Мировой лидер — корпус морской пехоты США, — по-прежнему использует глубоко модернизированные варианты легендарной "Кобры", AH-1. Британские военные в условиях жесточайших бюджетных лимитов вынуждены обходиться периодическим базированием на своих вертолетоносцах сухопутных "Апачей". И французы при необходимости используют на "Мистралях" сухопутный "Тигр" без адаптации его к корабельному базированию. 

На этом фоне "оморяченный" Ка-52К заметно выигрывает — специализированный вертолет куда лучше переносит тяжелые условия морского базирования (соленость и влажность) при полном сохранении боевых возможностей.

Пока Ка-52К проходит испытания, а в 2014 году флот планирует заключить контракт на поставку 32 машин для первых двух "Мистралей" и учебных частей. Уже звучали идеи о возможности углубить сотрудничество с Францией, предложив ей эти вертолеты. Сегодня это уже не кажется чем-то несбыточным — Франция строит для России вертолетоносцы, на космодроме во французской Гвиане запускаются российские ракеты-носители "Союз". Почему бы российскому вертолету не прописаться на палубах французских "Мистралей"?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала