МОСКВА, 11 окт — Прайм, Ксения Тимакова. Сельское хозяйство РФ, работники которого в воскресенье отмечают свой профессиональный праздник, как ни одна другая отрасль экономики зависит от капризов природы, поэтому его развитие трудно представить без господдержки. В этом же году, в условиях общих макроэкономических проблем и "урезания" бюджета, возможность прорыва в обеспечении продовольственной независимости страны вновь оказалась под вопросом.
Дело техники
Основным документом, определяющим приоритеты развития отрасли, является госпрограмма развития сельского хозяйства. В настоящее время действует восьмилетняя программа, рассчитанная до 2020 года. Первый год ее реализации показал, что заложенных в ней объемов финансирования оказалось недостаточно с учетом природных катаклизмов этого и прошлого годов.
Сейчас у экспертов нет уверенности в том, что РФ удастся выйти на заложенные в госпрограмме параметры, отмечал вице-президент Россельхозакадемии, директор ВНИИ экономики сельского хозяйства Иван Ушачев на недавнем заседании рабочей группы экспертного совета при правительстве РФ по развитию и модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса.
"Ухудшения макроэкономических условий в нашей стране обещают привести к сокращению господдержки аграрного сектора, и что особенно тревожит, его социальной сферы", — отметил он.
Обеспечение продовольственной независимости РФ возможно только при организации производства конкурентной отечественной продукции, что в свою очередь требует комплексного решения спектра проблем — от увеличения производительности труда, повышения устойчивости сельхозпроизводства до развития социальной сферы, отметил ученый. В этом году импорт продовольствия пока растет, а экспорт, наоборот, — снижается.
Одной из основных проблем АПК сегодня являются низкие темпы модернизации, в том числе обновления парка сельхозтехники. По информации эксперта, в первом полугодии производство тракторов в РФ снизилось почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 4,7 тысячи штук. Такая же ситуация наблюдается и по другим видам техники. По текущей программе обновления парка предполагается реализация всего 6 тысяч единиц тракторов ежегодно.
"Это при парке в 400 тысяч, то есть обновление — 3-4%. Получается, что срок службы техники — 25-30 лет", — отметил Ушачев. Должна быть принята целевая программа развития отечественного сельхозмашиностроения, с учетом кооперации со странами Таможенного союза и Украиной, подчеркивает он.
Огромные долги
Сложившаяся система кредитования при низкой доходности сельхозпроизводства "окончательно запутала" финансовое состояние отечественных сельхозорганизаций, считает эксперт. Общая кредиторская задолженность отрасли составляет примерно 2 триллиона рублей, что превышает сумму ее годовой выручки в 1,3 раза. Как говорится в материалах Россельхозбанка, кредитная нагрузка сельхозотрасли за 2005-2012 годы выросла с 40% до 92%, тогда как в среднем по экономике — с 21% до 27%.
"При этом система финансового оздоровления работает очень вяло", — сетует Ушачев. С момента принятия специального закона полностью прошли эту процедуру менее 1 тысячи хозяйств из более чем 12 тысяч, которые подавали заявление. Еще около 6 тысяч сельхозорганизаций были исключены из списка на финансовое оздоровление, так как они не могли выполнить жесткие условия.
Предлагаемые сегодня меры не решают принципиальный вопрос — что делать с 2 триллионами долга, учитывая, что многим предприятиям его вернуть "просто нереально", считает эксперт. Он может быть погашен только при условии, если на эти цели будет идти вся прибыль отрасли. В прошлом году она составила 150 миллиардов рублей.
"Исходя из таких цифр, нам нужно 15 лет, чтобы погасить долг", — подсчитал ученый. Необходима не только новая отсрочка погашения, но и, возможно, частичное списание долга, хотя бы со стороны Россельхозбанка и Сбербанка, заметил Ушачев.
Другим негативным фактором для развития является продолжающийся рост цен на энергоресурсы. Причем по-прежнему сохраняется диспаритет цен на промышленную и сельхозпродукцию продукцию: если на первую цены за 10 лет выросли в 6,6 раза, то на вторую — только — в 5,1 раза. При этом и в прогнозе социально-экономического развития заложена неблагоприятная ситуация соотношения цен, обратил внимание Ушачев.
За последние восемь лет инвестнагрузка сельского хозяйства достигла 40%, в то время как в экономике в целом — 14,6%. Сегодня за счет прибыли в отрасли возможно профинансировать только 20% инвестиций, тогда как в среднем по экономике 68% (а, например, в обрабатывающих производствах 142%). Причем финансовый результат отрасли сформирован во много за счет господдержки.
"Без господдержки аграрный сектор, как правило, во всем мире, особенно в нашей природно-климатической зоне, не может быть инвестиционно привлекательным", — признал глава Минсельхоза РФ Николай Федоров, выступая на агрофоруме в рамках выставки "Золотая осень". По его словам, в настоящее время на 1 рубль господдержки привлекается более 5 рублей от частных инвесторов.
Если сейчас без учета субсидий рентабельность сельхозорганизаций не превышает 1,5%, то при прогнозируемой Минэкономразвития динамике цен, их доходность, по расчетам ученых, до 2020 года будет балансировать на грани нуля, а с учетом предусмотренных объемов субсидий будет держаться на уровне 10%.
"Это в совокупности с другими факторами не создает условий для привлечения инвестиций и технологического обновления. То есть, не может идти речи о расширенном воспроизводстве", — предостерегает вице-президент Россельхозакадемии.
За период с 2005 года по 2012 год инвестиции в основной капитал сельского хозяйства вырос в 3,3 раза — до 441 миллиарда рублей. В первом полугодии 2013 года наблюдается замедление притока инвестиций в отрасль — темп роста составил только 0,8%, тогда как за аналогичный период 2012 года — 6,9%, говорится в материалах Россельхозбанка. Сокращение инвестактивности вызвано комплексом причин, в том числе структурой источников инвестиций, рентабельностью отрасли, долговой организацией АПК, перечисляет банк.
Тарифы растут, а зарплата?
Поэтому необходимо ставить вопрос о снижении внутренних цен на все виды энергоресурсов, возможно, предусмотрев введение отдельной шкалы цен и тарифов для сельского хозяйства, подчеркнул Ушачев. Вместе с этим нужно решать другой наболевший вопрос — развивать инфраструктуру, кооперацию — для улучшения доступа производителей на рынок. Сегодня доля сельхозпроизводителя в конечной цене составляет 30%, а сетей и логистики — 40%.
Новой тенденцией развития логистической инфраструктуры АПК является создание агрокластеров и агропромпарков, объединяющих на одной площадке производителей сырья, переработчиков, функции по хранению и реализации продукции. Например, летом был презентован проект по созданию в РФ сети производственно-логистических комплексов продовольственной продукции "Российская продовольственная сеть". Проект оценивается в 100 миллиардов рублей.
В госпрограмме заложено, что среднемесячная зарплата в сельхозорганизациях к 2020 году увеличится до 25,5 тысячи рублей. "Кажется, что это по сравнению с нынешним уровнем рост в два раза. Однако, по прогнозу, это составит всего лишь 55% от среднероссийского уровня в том же 2020 году", — обратил внимание вице-президент Россельхозакадемии. При этом, соотношение будет даже ниже, чем складывалось в первом полугодии текущего года, добавил он.
Комментируя планы государства по развитию социальной инфраструктуры на селе, эксперт привел пример того, что уровень обеспечения питьевой водой за восемь лет планируется лишь с 58% до 61%. "И при этом мы пишем, что должны быть созданы комфортные условия на селе", — сказал Ушачев.