ТОМСК, 10 окт — РИА Новости, Валерий Попадейкин. Лаборатория психогенетики создана в Томском госуниверситете в 2011 году на мегагрант правительства РФ для создания первого в России близнецового регистра. Директор лаборатории, доктор психологических наук Юлия Ковас рассказала, зачем нужен реестр близнецов, и почему очень похожие люди могут сильно отличаться друг от друга.
- Юлия, как была создана лаборатория и зачем?
— Лаборатория когнитивных исследований и психогенетики в ТГУ работает с 2011 года. Она была создана при поддержке большого гранта, так называемого, мегагранта правительства РФ для проведения исследований в области поведенческой генетики (психогенетики). Главная задача наших исследований — решение проблем образования. В лаборатории создан впервые в стране Российский школьный близнецовый регистр.
- Что такое "близнецовый регистр"?
— Регистр или реестр — это база данных. У нас школьный регистр и изучаем мы близнецов-школьников. Мы обращаемся во все школы России с просьбой предоставить информацию о том, имеются ли у них близнецы. В каждой (из них) обучается минимум одна пара близнецов, а школ в стране более 40 тысяч. Это наш потолок, к чему мы стремимся. Сейчас в регистре три тысячи пар близнецов.
- Почему такой интерес именно к близнецам?
— Гены — не детерминирующее (определяющее) понятие, но они имеют огромное значение, хотя и проявляются только в конкретной среде. Мы уже много знаем о вкладе генов и среды в какие-то человеческие проявления. Знаем мы это из близнецовых исследований, которые являются феноменальным инструментом в предоставлении знаний о том, как работают вместе гены и среда, приводя к различиям между людьми.
Поэтому в развитых странах существует не один близнецовый регистр. Есть регистры медицинские, которые, например, изучают, как работает мозг, как проявляются биологические функции человека. Есть регистры, которые занимаются проблемами детского развития. Я в Великобритании работаю в огромном близнецовом проекте, в который входит 10 тысяч пар близнецов.
- А что для родителей близнецов дает включение в этот регистр?
— Прежде всего, и это мы сразу говорим и родителям и школам, участие в регистре — это вклад в научные знания и в будущем в улучшение системы образования в стране. Когда мы поймем все сложные индивидуальные процессы, поймем, как индивидуализировать образование, как выработать методики, которые подходят каждому конкретному ребенку, то образовательная система улучшится.
Если семьи становятся участниками регистра, мы предоставляем массу научных знаний. Родители могут получать дополнительную информацию о близнецах, об их развитии, об особенностях. Но каких-то практических советов универсальных, или какой-то материальной пользы участие в регистре не дает. Мы в этом случае только "посредники знания".
- Все же какие-то рекомендации родителям вы даете?
— Вы понимаете, что при включении в регистр 40 тысяч детей, никто индивидуальную психологическую консультацию провести не сможет. Но есть возможность через сайт информировать наших участников о том, где они могут получить ту или иную помощь и совет по самым разным проблемам, связанным с детским развитием. Мы надеемся, что наш проект приведет к улучшениям в системе образования.
Каждая пара близнецов и каждый из близнецов — индивидуальны и уникальны. Мы не изучаем индивидуальные различия, и поэтому очень хорошо понимаем, что никакой общий совет в каждом индивидуальном случае не пригодится. Но в открытом доступе сегодня существует много знаний, которые позволяют родителям справляться со сложными ситуациями.
Именно близнецовые исследования позволили накопить огромный объем знаний, которые говорят, что аутизм — это продукт сложнейшего взаимодействия между генами и средой. И даже, если пока наука не может объяснить родителям, каким образом развивается это заболевание и как его можно излечить, но уже одно то, что мы стали правильно представлять себе причины заболевания облегчает жизнь многим людям.
И я думаю, что научное знание именно так и интегрируется в жизнь. Сначала оно просто знание, потом оно начинает помогать людям, думать и воспринимать проблему, а потом мы можем выходить уже на какое-то практическое применение и помощь индивидуальную. Пока с генетикой и когнитивными науками в образовании мы еще не можем применять эти методы на уровне конкретного ребенка, но в будущем это будет возможно.
- Вы и лаборатория сегодня в этом "трехуровневом " пространстве где?
— Я думаю, что во многом мы на втором уровне, когда мы уже получили очень много знаний, и сейчас мы гораздо лучше представляем, чего мы собственно не знаем. Нельзя сложный феномен объяснить просто. Объяснение сложному феномену должно быть комплексное и сложное — этим мы и занимаемся.
Например, по интересам. Одному — нравится одно, а другому — другое. Вот почему так происходит? Из-за каких-то случайных проявлений средовых, механизм которых мы пока очень плохо понимаем. А близнецовый метод основан на очень многих участниках (их надо много), чтобы проконтролировать все имеющиеся случайности, чтобы вывести закономерности.
- Расшифруйте, пожалуйста, понятие "когнитивное"?
— Когнитивные процессы — это процессы мыслительной деятельности, относящиеся к памяти, вниманию, скорости переработки какой-то информации, у нас существуют различные методики, которыми можно оценить эти процессы.
- В 2013 году мегагрант закончится, что дальше?
— Судьба ждет лабораторию замечательная (смеется). Такая лаборатория как наша исчезнуть в принципе не может. Мы сегодня полностью интегрированы в мировое научное содружество. Другое дело, что основная наша задача пополнение и расширение российского школьного близнецового регистра требует огромных средств. Самые масштабные исследования еще впереди.
Лаборатория будет работать в любом случае. При отсутствии финансирования или при присутствии.
Справка
Юлия Ковас, доктор психологических наук, директор международной лаборатории индивидуальных различий в университете Лондон, в Голдсмитском колледже (Goldsmiths, University of London), директор лаборатории когнитивных исследований и психогенетики в Томского государственном университете, на факультете психологии.