Рейтинг@Mail.ru
Психогенетик ТГУ: я изучаю близнецов, чтобы объяснить необъяснимое - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Психогенетик ТГУ: я изучаю близнецов, чтобы объяснить необъяснимое

© Фото : предоставлено пресс-службой Томского госуниверситетаДиректор лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского госуниверситета Юлия Ковас
Директор лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского госуниверситета  Юлия Ковас
Читать ria.ru в
Лаборатория психогенетики создана в Томском госуниверситете в 2011 году на мегагрант правительства РФ для создания первого в России близнецового регистра. Директор лаборатории, доктор психологических наук Юлия Ковас рассказала, зачем нужен реестр близнецов, и почему очень похожие люди могут сильно отличаться друг от друга.

ТОМСК, 10 окт — РИА Новости, Валерий Попадейкин. Лаборатория психогенетики создана в Томском госуниверситете в 2011 году на мегагрант правительства РФ для создания первого в России близнецового регистра. Директор лаборатории, доктор психологических наук Юлия Ковас рассказала, зачем нужен реестр близнецов, и почему очень похожие люди могут сильно отличаться друг от друга.

- Юлия, как была создана лаборатория и зачем?

— Лаборатория когнитивных исследований и психогенетики в ТГУ работает с 2011 года. Она была создана при поддержке большого гранта, так называемого, мегагранта правительства РФ для проведения исследований в области поведенческой генетики (психогенетики). Главная задача наших исследований — решение проблем образования. В лаборатории создан впервые в стране Российский школьный близнецовый регистр.

© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкИзвестные разделенные сиамские близнецы Зита и Гита Резахановы в Москве
Известные разделенные сиамские близнецы Зита и Гита Резахановы в Москве
Мы победители "второй волны" мегагрантов. Нам повезло — тогда грант был 150 миллионов рублей. Это, конечно, огромная сумма, но для целей и задач всероссийского близнецового регистра и огромных кросскультурных исследований — это была сумма, которая только-только позволяет начинать такие масштабные проекты.

- Что такое "близнецовый регистр"?

— Регистр или реестр — это база данных. У нас школьный регистр и изучаем мы близнецов-школьников. Мы обращаемся во все школы России с просьбой предоставить информацию о том, имеются ли у них близнецы. В каждой (из них) обучается минимум одна пара близнецов, а школ в стране более 40 тысяч. Это наш потолок, к чему мы стремимся. Сейчас в регистре три тысячи пар близнецов.

Тройня
Около 100 пар двойняшек родились в Томской области за 9 мес 2012 г
После того, как школа нам ответила, мы передаем пакет документов для родителей этих детей. Они принимают решение о том, входить ли в регистр. Если да, то мы вступаем в контакт с семьями и запрашиваем у них информацию, которая позволит установить зиготность (идентичность) близнецов. А дальше мы делаем выборки пар близнецов из регистра на участие в конкретных проектах.

- Почему такой интерес именно к близнецам?

— Гены — не детерминирующее (определяющее) понятие, но они имеют огромное значение, хотя и проявляются только в конкретной среде. Мы уже много знаем о вкладе генов и среды в какие-то человеческие проявления. Знаем мы это из близнецовых исследований, которые являются феноменальным инструментом в предоставлении знаний о том, как работают вместе гены и среда, приводя к различиям между людьми.

Поэтому в развитых странах существует не один близнецовый регистр. Есть регистры медицинские, которые, например, изучают, как работает мозг, как проявляются биологические функции человека. Есть регистры, которые занимаются проблемами детского развития. Я в Великобритании работаю в огромном близнецовом проекте, в который входит 10 тысяч пар близнецов.

- А что для родителей близнецов дает включение в этот регистр?

— Прежде всего, и это мы сразу говорим и родителям и школам, участие в регистре — это вклад в научные знания и в будущем в улучшение системы образования в стране. Когда мы поймем все сложные индивидуальные процессы, поймем, как индивидуализировать образование, как выработать методики, которые подходят каждому конкретному ребенку, то образовательная система улучшится.

Знаменитые сиамские близнецы. Справка
Для детей — это некий элемент игры. Дети становятся участниками научных исследований, а методики этих исследований у нас очень интересны. Мы, например, исследуем функционирование мозга с помощью приборов. Это очень наглядно и красиво. Это приобщение к науке, и на самом деле, детям очень нравится.

Если семьи становятся участниками регистра, мы предоставляем массу научных знаний. Родители могут получать дополнительную информацию о близнецах, об их развитии, об особенностях. Но каких-то практических советов универсальных, или какой-то материальной пользы участие в регистре не дает. Мы в этом случае только "посредники знания".

- Все же какие-то рекомендации родителям вы даете?

— Вы понимаете, что при включении в регистр 40 тысяч детей, никто индивидуальную психологическую консультацию провести не сможет. Но есть возможность через сайт информировать наших участников о том, где они могут получить ту или иную помощь и совет по самым разным проблемам, связанным с детским развитием. Мы надеемся, что наш проект приведет к улучшениям в системе образования.

Каждая пара близнецов и каждый из близнецов — индивидуальны и уникальны. Мы не изучаем индивидуальные различия, и поэтому очень хорошо понимаем, что никакой общий совет в каждом индивидуальном случае не пригодится. Но в открытом доступе сегодня существует много знаний, которые позволяют родителям справляться со сложными ситуациями.

Регистры дают огромное количество знаний, которые уже сейчас приводят ко многим позитивным изменениям в отношении к лечению некоторых заболеваний. Вот существует заболевание — аутизм. У детей, которые им страдают проблемы с социальным общением. Ранее считалось, что аутизм — это продукт проблемного родительского воспитания. И как было пережить родителям такой диагноз, который сам, как стигма ("клеймо")?

Именно близнецовые исследования позволили накопить огромный объем знаний, которые говорят, что аутизм — это продукт сложнейшего взаимодействия между генами и средой. И даже, если пока наука не может объяснить родителям, каким образом развивается это заболевание и как его можно излечить, но уже одно то, что мы стали правильно представлять себе причины заболевания облегчает жизнь многим людям.

И я думаю, что научное знание именно так и интегрируется в жизнь. Сначала оно просто знание, потом оно начинает помогать людям, думать и воспринимать проблему, а потом мы можем выходить уже на какое-то практическое применение и помощь индивидуальную. Пока с генетикой и когнитивными науками в образовании мы еще не можем применять эти методы на уровне конкретного ребенка, но в будущем это будет возможно.

- Вы и лаборатория сегодня в этом "трехуровневом " пространстве где?

— Я думаю, что во многом мы на втором уровне, когда мы уже получили очень много знаний, и сейчас мы гораздо лучше представляем, чего мы собственно не знаем. Нельзя сложный феномен объяснить просто. Объяснение сложному феномену должно быть комплексное и сложное — этим мы и занимаемся.

Новорожденные
Томские власти проработают вопрос о жилье для семей с тройняшками
Например, два монозиготных близнеца: у них одинаковые гены, они живут в одном доме, у них одни родители, одинаковый социально-экономический статус, они ходят в одну школу, у них очень много проконтролированных, совпадающих средовых факторов. И, несмотря на это, они могут очень сильно различаться по каким-то параметрам.

Например, по интересам. Одному — нравится одно, а другому — другое. Вот почему так происходит? Из-за каких-то случайных проявлений средовых, механизм которых мы пока очень плохо понимаем. А близнецовый метод основан на очень многих участниках (их надо много), чтобы проконтролировать все имеющиеся случайности, чтобы вывести закономерности.

- Расшифруйте, пожалуйста, понятие "когнитивное"?

— Когнитивные процессы — это процессы мыслительной деятельности, относящиеся к памяти, вниманию, скорости переработки какой-то информации, у нас существуют различные методики, которыми можно оценить эти процессы.

- В 2013 году мегагрант закончится, что дальше?

— Судьба ждет лабораторию замечательная (смеется). Такая лаборатория как наша исчезнуть в принципе не может. Мы сегодня полностью интегрированы в мировое научное содружество. Другое дело, что основная наша задача пополнение и расширение российского школьного близнецового регистра требует огромных средств. Самые масштабные исследования еще впереди.

В этом году мы отчитываемся по гранту. Я считаю, что он получился очень успешным, и мы подаем заявку на его продление. Надеемся, что правительство РФ поддержит нас, но мы подаем также заявки на получение финансирования от различных международных фондов.

Лаборатория будет работать в любом случае. При отсутствии финансирования или при присутствии.

Справка

Юлия Ковас, доктор психологических наук, директор международной лаборатории индивидуальных различий в университете Лондон, в Голдсмитском колледже (Goldsmiths, University of London), директор лаборатории когнитивных исследований и психогенетики в Томского государственном университете, на факультете психологии.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала