Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Психогенетик ТГУ: я изучаю близнецов, чтобы объяснить необъяснимое

© Фото : предоставлено пресс-службой Томского госуниверситетаДиректор лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского госуниверситета Юлия КовасДиректор лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского госуниверситета  Юлия Ковас
Лаборатория психогенетики создана в Томском госуниверситете в 2011 году на мегагрант правительства РФ для создания первого в России близнецового регистра. Директор лаборатории, доктор психологических наук Юлия Ковас рассказала, зачем нужен реестр близнецов, и почему очень похожие люди могут сильно отличаться друг от друга.

ТОМСК, 10 окт — РИА Новости, Валерий Попадейкин. Лаборатория психогенетики создана в Томском госуниверситете в 2011 году на мегагрант правительства РФ для создания первого в России близнецового регистра. Директор лаборатории, доктор психологических наук Юлия Ковас рассказала, зачем нужен реестр близнецов, и почему очень похожие люди могут сильно отличаться друг от друга.

- Юлия, как была создана лаборатория и зачем?

— Лаборатория когнитивных исследований и психогенетики в ТГУ работает с 2011 года. Она была создана при поддержке большого гранта, так называемого, мегагранта правительства РФ для проведения исследований в области поведенческой генетики (психогенетики). Главная задача наших исследований — решение проблем образования. В лаборатории создан впервые в стране Российский школьный близнецовый регистр.

© РИА Новости / Владимир Вяткин / Перейти в фотобанкИзвестные разделенные сиамские близнецы Зита и Гита Резахановы в МосквеИзвестные разделенные сиамские близнецы Зита и Гита Резахановы в Москве
Мы победители "второй волны" мегагрантов. Нам повезло — тогда грант был 150 миллионов рублей. Это, конечно, огромная сумма, но для целей и задач всероссийского близнецового регистра и огромных кросскультурных исследований — это была сумма, которая только-только позволяет начинать такие масштабные проекты.

- Что такое "близнецовый регистр"?

— Регистр или реестр — это база данных. У нас школьный регистр и изучаем мы близнецов-школьников. Мы обращаемся во все школы России с просьбой предоставить информацию о том, имеются ли у них близнецы. В каждой (из них) обучается минимум одна пара близнецов, а школ в стране более 40 тысяч. Это наш потолок, к чему мы стремимся. Сейчас в регистре три тысячи пар близнецов.

Тройня
Около 100 пар двойняшек родились в Томской области за 9 мес 2012 гОколо 11 тысяч детей родились в Томской области за девять месяцев 2012 года, при этом из них одна тройня и почти 100 пар двойняшек.
После того, как школа нам ответила, мы передаем пакет документов для родителей этих детей. Они принимают решение о том, входить ли в регистр. Если да, то мы вступаем в контакт с семьями и запрашиваем у них информацию, которая позволит установить зиготность (идентичность) близнецов. А дальше мы делаем выборки пар близнецов из регистра на участие в конкретных проектах.

- Почему такой интерес именно к близнецам?

— Гены — не детерминирующее (определяющее) понятие, но они имеют огромное значение, хотя и проявляются только в конкретной среде. Мы уже много знаем о вкладе генов и среды в какие-то человеческие проявления. Знаем мы это из близнецовых исследований, которые являются феноменальным инструментом в предоставлении знаний о том, как работают вместе гены и среда, приводя к различиям между людьми.

Поэтому в развитых странах существует не один близнецовый регистр. Есть регистры медицинские, которые, например, изучают, как работает мозг, как проявляются биологические функции человека. Есть регистры, которые занимаются проблемами детского развития. Я в Великобритании работаю в огромном близнецовом проекте, в который входит 10 тысяч пар близнецов.

- А что для родителей близнецов дает включение в этот регистр?

— Прежде всего, и это мы сразу говорим и родителям и школам, участие в регистре — это вклад в научные знания и в будущем в улучшение системы образования в стране. Когда мы поймем все сложные индивидуальные процессы, поймем, как индивидуализировать образование, как выработать методики, которые подходят каждому конкретному ребенку, то образовательная система улучшится.

Знаменитые сиамские близнецы. СправкаРоссийские врачи оценивают как стабильное состояние Зиты Резахановой - одной из разделенных сиамских близнецов, перенесшей в Филатовской больнице сложную реконструктивную операцию.
Для детей — это некий элемент игры. Дети становятся участниками научных исследований, а методики этих исследований у нас очень интересны. Мы, например, исследуем функционирование мозга с помощью приборов. Это очень наглядно и красиво. Это приобщение к науке, и на самом деле, детям очень нравится.

Если семьи становятся участниками регистра, мы предоставляем массу научных знаний. Родители могут получать дополнительную информацию о близнецах, об их развитии, об особенностях. Но каких-то практических советов универсальных, или какой-то материальной пользы участие в регистре не дает. Мы в этом случае только "посредники знания".

- Все же какие-то рекомендации родителям вы даете?

— Вы понимаете, что при включении в регистр 40 тысяч детей, никто индивидуальную психологическую консультацию провести не сможет. Но есть возможность через сайт информировать наших участников о том, где они могут получить ту или иную помощь и совет по самым разным проблемам, связанным с детским развитием. Мы надеемся, что наш проект приведет к улучшениям в системе образования.

Каждая пара близнецов и каждый из близнецов — индивидуальны и уникальны. Мы не изучаем индивидуальные различия, и поэтому очень хорошо понимаем, что никакой общий совет в каждом индивидуальном случае не пригодится. Но в открытом доступе сегодня существует много знаний, которые позволяют родителям справляться со сложными ситуациями.

Регистры дают огромное количество знаний, которые уже сейчас приводят ко многим позитивным изменениям в отношении к лечению некоторых заболеваний. Вот существует заболевание — аутизм. У детей, которые им страдают проблемы с социальным общением. Ранее считалось, что аутизм — это продукт проблемного родительского воспитания. И как было пережить родителям такой диагноз, который сам, как стигма ("клеймо")?

Именно близнецовые исследования позволили накопить огромный объем знаний, которые говорят, что аутизм — это продукт сложнейшего взаимодействия между генами и средой. И даже, если пока наука не может объяснить родителям, каким образом развивается это заболевание и как его можно излечить, но уже одно то, что мы стали правильно представлять себе причины заболевания облегчает жизнь многим людям.

И я думаю, что научное знание именно так и интегрируется в жизнь. Сначала оно просто знание, потом оно начинает помогать людям, думать и воспринимать проблему, а потом мы можем выходить уже на какое-то практическое применение и помощь индивидуальную. Пока с генетикой и когнитивными науками в образовании мы еще не можем применять эти методы на уровне конкретного ребенка, но в будущем это будет возможно.

- Вы и лаборатория сегодня в этом "трехуровневом " пространстве где?

— Я думаю, что во многом мы на втором уровне, когда мы уже получили очень много знаний, и сейчас мы гораздо лучше представляем, чего мы собственно не знаем. Нельзя сложный феномен объяснить просто. Объяснение сложному феномену должно быть комплексное и сложное — этим мы и занимаемся.

Новорожденные
Томские власти проработают вопрос о жилье для семей с тройняшкамиГубернатор Томской области Сергей Жвачкин поручил разработать поправки в региональный закон об обеспечении бесплатным жильем семей, у которых одномоментно родилось трое и более детей, сообщила пресс-служба обладминистрации в четверг.
Например, два монозиготных близнеца: у них одинаковые гены, они живут в одном доме, у них одни родители, одинаковый социально-экономический статус, они ходят в одну школу, у них очень много проконтролированных, совпадающих средовых факторов. И, несмотря на это, они могут очень сильно различаться по каким-то параметрам.

Например, по интересам. Одному — нравится одно, а другому — другое. Вот почему так происходит? Из-за каких-то случайных проявлений средовых, механизм которых мы пока очень плохо понимаем. А близнецовый метод основан на очень многих участниках (их надо много), чтобы проконтролировать все имеющиеся случайности, чтобы вывести закономерности.

- Расшифруйте, пожалуйста, понятие "когнитивное"?

— Когнитивные процессы — это процессы мыслительной деятельности, относящиеся к памяти, вниманию, скорости переработки какой-то информации, у нас существуют различные методики, которыми можно оценить эти процессы.

- В 2013 году мегагрант закончится, что дальше?

— Судьба ждет лабораторию замечательная (смеется). Такая лаборатория как наша исчезнуть в принципе не может. Мы сегодня полностью интегрированы в мировое научное содружество. Другое дело, что основная наша задача пополнение и расширение российского школьного близнецового регистра требует огромных средств. Самые масштабные исследования еще впереди.

В этом году мы отчитываемся по гранту. Я считаю, что он получился очень успешным, и мы подаем заявку на его продление. Надеемся, что правительство РФ поддержит нас, но мы подаем также заявки на получение финансирования от различных международных фондов.

Лаборатория будет работать в любом случае. При отсутствии финансирования или при присутствии.

Справка

Юлия Ковас, доктор психологических наук, директор международной лаборатории индивидуальных различий в университете Лондон, в Голдсмитском колледже (Goldsmiths, University of London), директор лаборатории когнитивных исследований и психогенетики в Томского государственном университете, на факультете психологии.

Оценить 1
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала