ВЛАДИВОСТОК, 8 окт — РИА Новости, Илья Горбунов. Командир боевого корабля — это не только высокая должность, но и тяжелая ответственность. О том, как капитан обязан организовать службу экипажа, чтобы матросы и офицеры уважали его и готовы были выполнить любые приказы, в преддверии Дня командира корабля рассказал РИА Новости командир ракетного катера "Р-11" капитан 3 ранга Денис Картышев.
Упорство и труд до погон доведут
"До этого момента я был настоящим разгильдяем, но, попав на флот, столкнулся с железной воинской дисциплиной и неожиданно для себя втянулся. Втянулся настолько, что еще до дембеля начал готовиться к поступлению в военное училище, благо мои командиры дали мне время подготовиться к вступительным экзаменам", — вспоминает Денис Леонидович.
После демобилизации будущий офицер зашел домой лишь для того, чтобы собрать вещи. А уже через несколько недель он стал курсантом одного из лучших военных вузов страны — Тихоокеанского военно-морского института (ТОВМИ).
"Учеба поначалу давалась мне не очень легко, ведь факультет я выбрал не самый простой — радиотехнический. К тому же за время срочной службы многие школьные знания выветрились из головы, но это не помешало мне освоить специальность как следует", — рассказывает Картышев.
"Я и сам не сомневался, что мне суждено командовать кораблем. Поэтому шел к своей цели, не прогибаясь ни под кого, не избегая никаких трудностей. Поймите, это было не какое-то карьерное рвение, а искреннее старание человека, стремящегося к высокой цели", — признается каптри.
Остаться незамеченным такой упорный офицер не мог. Поэтому уже в 2010 году ему было передано командование ракетным катером "Р-11", а под началом молодого капитана 3 ранга оказалась команда из 44 человек.
И тогда нам экипаж — семья
Картышев вспоминает, что только после вступления в должность осознал, какой груз ответственности взял на себя, и что теперь лишь от него зависит, насколько боеспособной будет его команда.
"Первые дни служба складывалась весьма напряженно. Одно дело — знать, как работают те или иные механизмы взаимодействия с экипажем, и совсем другое — пользоваться ими. Впрочем, я быстро доказал подчиненным, что шутить со мной не выйдет. Матросы еще только собирались что-то неуставное сотворить, а я уже был рядом", — объясняет Денис Леонидович.
После выявления нескольких случаев "повышенной ленивости", "дедовщины" и прочих "неуставных моментов", рассказывает Картышев, матросы и младшие офицеры поняли, что халтурить и обманывать нового командира у них вряд ли получится. При этом они видели, что сам он готов помогать им во всем.
"Командирская гордость — это верный экипаж, а не крутой корабль, и я никогда не ругаю подчиненных просто так. Ведь люди совершают ошибки не только из-за лени или глупости, но и при неправильном руководстве. Всегда это понимал и старался не допускать ошибок сам", — говорит Картышев.
По его убеждению, настоящий командир должен не только знать всех своих подчиненных в лицо, но и по возможности выбирать каждого из них лично. Только тогда на корабль придет по-настоящему боевое пополнение.
"В каждый призыв я лично отбираю матросов на свой корабль. Долго общаюсь с призывниками, присматриваюсь. Поэтому в каждом из них я уверен, как уверен и в моих офицерах. Ведь боеготовность корабля и беспроблемная служба в огромной мере зависят от того, что каждый член экипажа находится действительно на своем месте. Один командир с этими задачами не справится. Кстати, лучшее доказательство моей теории "личного отбора" — то, что в этом году три наших матроса-срочника остаются служить по контракту на нашем катере", — подчеркивает Денис Леонидович.
Нам нужны для службы якоря и грозы
На ракетном катере Картышева хватает и суровых правил, и веселых традиций, которые помогают морякам оставаться крепкой командой в любой ситуации.
"Когда мы проходим полуостров Басаргина, все новички на катере пьют морскую воду из плафона. Это наш ритуал посвящения. Причем пролить нельзя ни капли, иначе придется начинать заново. Я сам в свое время опустошал этот плафон, и одним заходом тогда не обошлось. Отпустили меня только после второго "фужера", — вспоминает Картышев.
По его словам, такие традиции помогают сплотить коллектив и воспитать в молодых парнях уверенность, что задачи любой сложности и тяжести надо выполнять не только по приказу, но и из верности родному кораблю и уважения к командиру.
"Как-то я поставил матроса дежурить на носовой части катера, а буквально через час начался серьезный шторм. Ветер ураганный, вода хлещет! И только спустя полчаса этого ужаса мне поступает доклад с поста на носовой части, где разгул стихии ощущается, пожалуй, сильнее всего. Оказывается, парень все это время находился на месте и ждал моего приказа покинуть пост, хотя уйти с него было бы нормально и даже логично. Но он честно ждал", — рассказывает командир.
Впереди большие корабли
Кстати, Денис Картышев — военмор в первом поколении, никто из его родственников и помыслить не мог, что парень не просто будет служить на флоте, а станет боевым командиром. Но его решение связать судьбу с морем поддержали все.
"Больше всех меня, конечно, поддерживает жена. Она же в меня больше всех и верит. Естественно, ей тяжело, когда я ухожу в походы, но она мужественно все терпит", — говорит Денис Леонидович.
По его словам, он надеется, что не только станет командиром большого корабля, но и даст начало новой военной династии. У Картышева уже растет сын, и сейчас они с женой ждут второго ребенка.
"Скажу так: я влюблен в море и в наш Тихоокеанский флот, поэтому лелею надежду, что мои дети тоже будут любить все это. Тем более сын-командир и внук-командир — гордость для отца-командира. И это еще одна моя высокая цель", — признается капитан 3 ранга Картышев.