Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Вражеская вылазка
Причина – расслабились. Российские чиновники и бизнесмены, продвигавшие наши идеи в АТЭС, занялись другими делами и забыли о прежних.
Приводят вирджинцы и примеры: не начата реализация международной инициативы по автоматической идентификации грузов, которая могла позволить десятикратно увеличить транзит между Европой и Азией через Россию. Практически без российского участия осталось сотрудничество в трансфере технологий. И так далее. (Кстати, из таких проектов, обширной их мозаики, АТЭС как процесс и состоит – это как евроинтеграция, хотя и строящаяся на иных принципах, прежде всего – добровольности).
Но, возвращаясь к докладу, что перед нами – ложь, наезд и провокация, или нечто иное? Для начала – какое дело экспертам из "табачного штата" США до нашего АТЭС? Прямое: Америка – член АТЭС, а в этом механизме экономическая наука играет важную роль. Анализируют все, в том числе указывают пальцем на "отстающих" членов АТЭС, поскольку они тормозят всю эскадру.
Что может страна-председатель, какой была Россия в течение года вплоть до итогового форума во Владивостоке? Предложить что-то приемлемое для всех, добиться включения этих идей в итоговые документы. И далее, как напоминают нам злые вирджинцы, продвигать свои идеи и дальше.
Индонезия, конечно, имела свои приоритеты. Их идея состояла в поисках резервов роста и развития сейчас, в годы общего экономического спада. Резервами они обозначили увеличение роли женщин в бизнесе и смежных сферах. И еще они призвали обратить внимание на Тихий океан и его моря как экономическое явление. Ну, и было многое другое, вошедшее уже в итоговые документы на Бали (а они отрабатываются задолго до приезда высших лидеров на саммит).
Может, индонезийцы увлеклись своими предложениями и оттерли в сторону наши идеи?
Привет Дальневосточному университету
Вот еще одно такое предложение, касающееся образования. По сути, превращения образования в единый региональный процесс. Многие год назад спорили: зачем нам такой большой университет на острове Русский? Сидели бы в старых корпусах во Владивостоке…
И вот перед нами самый подробный документ форума АТЭС – он принимается на министерском уровне, читается тяжело, все-таки 103 пункта. Это итог работы всей механики АТЭС за год. (Декларация высших лидеров, которая будет принята во вторник – это краткое обозначение ключевых направлений, на которые надо обратить внимание). В министерском документе есть не только раздел, но и особое приложение насчет того, что в тихоокеанском регионе запущен процесс, способствующий перемещению студентов, методик и преподавателей через границы.
То есть начинаешь учебу в ДВГУ, где будут австралийские или японские профессора, потом заканчиваешь ее где-нибудь в Сингапуре или Калифорнии. Рынок труда для выпускников в АТЭС также постепенно складывается в единый – год за годом, общими усилиями всех этих людей, работающих в комитетах АТЭС и подводящих итоги своей работы на ежегодных форумах, вроде балийского.
Кто же прав в этом споре насчет эстафеты Владивосток-Бали? Не забудем, что в России есть свои экспертные доклады на ту же тему, кстати, не обязательно комплиментарные.
Возможно, все правы. Нетрудно увидеть, что тут фигурируют разные "владивостокские" инициативы. Их было много. А если одни движутся в механизме АТЭС хорошо, а другие не очень? Наконец, вирджинские провокаторы в любом случае делают полезное дело. Нам полезно знать, что в регионе всегда найдутся люди, которым хочется, чтобы предложенное нами – и выгодное им – и дальше шло по "зеленой улице".
Чудес не будет, кризиса тоже
АТЭС – не только общее дело множества стран, от США до Индонезии, но и тройственный альянс трех сил экономического развития. Это, прежде всего, бизнес. Кстати, Владимир Путин, как и раньше, участвует на Бали в отдельном мероприятии форума – саммите лидеров корпораций региона, это самое представительное мероприятие такого рода во всей зоне от восточных до западных тихоокеанских берегов. Дальше бизнес доводит свои идеи до лидеров.
Картина такая: чудеса кончились. Если такие рынки сбыта, как США или ЕС, слабеют, то без последствий это не остается. Начало всемирного кризиса, то есть 2008 год и сразу после него, показали нам удивительный феномен – США и Европа падали, а Тихоокеанский регион, наоборот, рос, поскольку у него более пригодные для кризисов экономические модели.
Сейчас, по итогам 2013 года, исследовательский центр АТЭС регистрирует снижение общего роста ВВП всех стран-участниц с 4,1% до 3,9% по итогам года. Однако поквартальная тенденция показывает движение вверх. Отсюда вывод: 2014-й год должен дать итоги в виде 4,4% роста. Он сохраняет свои лидерские позиции.
Общая идея "проекта АТЭС", которая сейчас оформляется в виде итоговой декларации лидеров – что Тихоокеанский регион превращается в локомотив послекризисного развития благодаря многолетней политике АТЭС по увеличению внутреннего спроса в его экономиках. То есть попросту, если люди живут богаче, они больше покупают, и это движет всю экономику. В конечном счете, к этому сводились владивостокские инициативы, запущенные в ход и дополненные балийскими. Как, впрочем, и вся предыдущая работа АТЭС.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции