МОСКВА, 7 окт — РИА Новости. Планы по урегулированию кризиса в Сирии можно строить только при участии Катара и Саудовской Аравии, которые имеют влияние на противников сирийского президента Башара Асада, иначе оппозицию на "Женеве-2" будет некому представлять, и эта мирная конференция может не состояться, считают эксперты, опрошенные в понедельник РИА Новости.
Россия и США надеются созвать конференцию по мирному урегулированию сирийской проблемы в середине ноября, эту договоренность подтвердили в понедельник глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри. Окончательную дату конференции будет определять ООН в сотрудничестве, в частности, со спецпредставителем ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) Лахдаром Брахими. Ранее Брахими заявлял, что пока не ясно, смогут ли состояться запланированные на ноябрь переговоры.
Оппозицию некому представлять
"Сейчас очень сложно предположить, с кем именно можно вести переговоры", — считает эксперт по Ближнему Востоку, директор информационных программ ПИР-центра Андрей Баклицкий.
"Единственное, что может случиться к ноябрю, — это то, что правительство Асада в очередной раз заявит, что оно готово к переговорам, они объявят свою команду переговорщиков. И на этом, скорее всего, закончится, потому что выставить единую команду переговорщиков от оппозиции вряд ли удастся", — делает вывод Баклицкий.
"Женева-2" при участии Катара и Саудовской Аравии
В то же время, эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко настроен не так категорично. "По событиям, которые сейчас происходят в Сирии, конференция, в принципе, должна быть проведена", — считает он, однако "ждать прорыва не стоит, потому что наиболее активную часть оппозиции можно отнести к непримиримой". "Это исламисты, которые плохо контролируются лишь отдельной частью международного сообщества — в лице Саудовской Аравии и Катара. Только они могут на эту оппозицию повлиять, это уже очевидно", — полагает эксперт.
Таким образом, по мнению Демиденко, планы по урегулированию кризиса в Сирии можно строить только при участии Катара и Саудовской Аравии. "Международная конференция будет обречена на провал, если за столом переговоров соберутся силы, которые в реальности мало могут повлиять на ситуацию. Только в условиях всеобъемлющего урегулирования можно будет чего-то добиться", — считает эксперт.
В любом случае, считает эксперт, международная конференция по Сирии станет лишь началом полного урегулирования ситуации в стране.
Уничтожение химоружия безопасно
Сирийцы в воскресенье под руководством экспертов Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) уничтожили при помощи газовых резаков и угловых шлифовальных машин часть своего арсенала химоружия — боеголовки, авиабомбы, и оборудование для смешивания и наполнения. В сообщении пресс-службы ООН также подчеркивается, что процесс уничтожения арсеналов будет продолжен в последующие дни.
Так, Дамаск, по словам Демиденко, полностью следует предложенному плану. "Отходить от этого плана сейчас явно не в интересах Асада. Джон Керри теперь перешел на достаточно примирительный тон. Он серьезно обсуждает с Сергеем Лавровым проведение мирной конференции по Сирии. Это, как раз, говорит о том, что Башар Асад придерживается договоренностей", — считает эксперт.
Баклицкий объясняет техническую часть реализации плана: "Речь идет об уничтожении станков, химических лабораторий и, в том числе, средств доставки таких ракет и боеголовки… Вы просто выводите из строя технику, вынимаете самые важные части".
Таким образом, уничтожение химоружия в Сирии, по словам эксперта, не представляет опасности. "В принципе, большая часть этих вещей напрямую не связаны с химическим оружием, в них нет химического оружия, они ничем не опасны. Они опасны только тем, что там можно либо произвести его, либо туда его поместить и при помощи этого доставить", — пояснил он.
"Что касается уничтожения непосредственно боеприпасов, боеголовок, то речь идет о боеприпасах, в первую очередь, не снаряженных химическим оружием, но которые могут быть снаряжены, поэтому их тоже разрушают, выводят из строя. В некоторых случаях, когда это сложно сделать, их просто заливают цементом, чтобы исключить их дальнейшее использование в любом виде", — добавил эксперт.
Баклицкий также подчеркнул, что подобные технологии уже использовались при уничтожении химического оружия в Ираке в начале 1990-х. "То есть это вполне нормальная практика, другое дело, что в Сирии она проходит в несколько более экстренном режиме", — считает эксперт.