Новая картина знаменитого режиссера Киры Муратовой "Вечное возвращение" в четверг выходит в российский прокат. Фильм рассказывает историю бывших однокурсников — мужчины и женщины. Они не встречались много лет, жили в разных городах. Случайно оказавшись в командировке в городе, где живет его однокурсница, мужчина приходит к ней за советом: что делать, если он любит двух женщин? В картине одна и та же сцена исполняется разными парами актеров, в числе которых Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Олег Табаков, Алла Демидова, Наталья Бузько и Виталий Линецкий. О своей новой работе, термине "вечное возвращение" и взаимосвязи кино и жизни Кира Муратова рассказала корреспонденту РИА Новости Марии Токмашевой.
- Кира Георгиевна, ваш фильм от начала работы над ним и до выхода в прокат сменил несколько названий. Изначально он назывался "Кинопробы", потом в прессе фигурировало название "Однокурсники" и "Кинопробы. Вечное возвращение". Почему вы в итоге решили назвать его просто "Вечное возвращение"?
— "Кинопробы" — это слишком узко, слишком конкретно. Он назывался и "Однокурсники" тоже. Но и это мне казалось слишком узким. Мне просто нравится такое сочетание слов — "вечное возвращение". Тут много причин. Во-первых, люблю, чтобы в названии было что-то не совсем внятное, не совсем понятное, что-то куда-то уводящее, что-то даже, я бы сказала, загадочное. Иногда это не получается, но я стараюсь. А во-вторых, когда-то в детстве я жила в Румынии и смотрела французский фильм режиссера Жана Деланнуа по сценарию Жана Кокто. Тот фильм совсем другой — это история Тристана и Изольды. Я не знаю, был ли он показан в России или нет. В интернете его можно найти, наверное, если кто интересуется. Этот фильм назывался "Вечное возвращение" — L'éternel retour. Тогда в детстве он мне очень нравился, и особенно мне нравилось это сочетание слов. Мне показалось, что оно подходит к моему фильму, — это название, которое мне вспомнилось и которое я решила повторить. Потому что это вечное возвращение сюжетов. Как Томас Манн пишет, как другие писатели и философы. Многие были увлечены этим термином — вечное возвращение. Как возвращающиеся сказки, сюжеты, легенды, мифы, просто темы литературные как они вечно повторяются. Это вечное возвращение сюжетов, которые разными авторами, разными народами, разными временами трактуются заново. Вот и здесь происходит такое повторение, но только с разными исполнителями, с разными актерами. Немножко меняется текст всегда. У каждой пары есть своя "темочка", изюминка.
- Своя речевая интерпретация текста.
— Да, это другие люди! Еще такой закон симметрии-асимметрии, когда долго идет симметрично, а потом раз и маленькая асимметрия — это как-то приятно. Или наоборот: асимметрия, ассиметрия, а потом симметрия. Но это все повторение — это вечное повторение или вечное возвращение. Вот такова история термина, который для меня одновременно очень поэтично звучит, потому что он из моего детства, подернут какой-то дымкой, когда я там — в Румынии — ходила в кинотеатры и смотрела заграничные фильмы.
- Можно ли сказать, что в этом фильме не только возвращение в искусстве, в философии, но и в жизни?
— Конечно, это жизнь.
- Не только сложный процесс съемок, вечный поиск инвесторов для нового фильма, повторение дублей, только кино?
— Что значит только кино? Это и есть только кино. Для меня размышления о жизни — это и есть кино. Кино — это и есть размышления о жизни. Жизнь для меня вообще не существует отдельно. Это все вместе здесь и всюду. Я не понимаю такого разделения. Как начинают тебя спрашивать: а вы сердцем или головой делаете? Елки-палки. Значит у меня сердце в голове! Что это за странность такая?!
- А последняя сцена, где происходит разговор продюсера с потенциальным спонсором фильма, появилась случайно, вследствие сложного съемочного процесса, или изначально была прописана в сценарии?
— Ну как может что-то появиться случайно? Случайной можно назвать мысль, которая приходит в голову. Конечно, она приходит случайно. В сценарии все было до момента, когда инвестор говорит: "Сколько нужно денег на кино, на картину. Не на призрак на диване, а на кино? Сколько нужно? Денег?". В это время наш продюсер Олег Кохан держал нас в таком положении, что нет денег на завершение картины. А он очень хотел сниматься как актер. Мы решили, что надо его снять в нашем кино и тогда он, может быть, будет более рьяно искать деньги, и мы закончим фильм, что у него появится личный актерский опыт. И мы хотели его снимать в роли продюсера. Но он такой странный был. Сниматься хотел, но он живет в Киеве, а мы — в Одессе, а ему надо было приехать на репетицию и порепетировать несколько раз, чтобы мы поняли, сможет ли он сыграть эту роль. Он не приезжал, все время был занят и тогда мы стали снимать в этой роли Антона Муратова, потому что время шло. Кохан говорил: "А как я?". И тогда мы стали думать, что же делать с ним. И Женя Голубенко (там это в титрах написано все) написал сцену под названием "Розыгрыш". Поэтому и фильм кончается веселее, потому что деньги нашли. Вот эту маленькую сценку Кохан сыграл — и тогда стало понятно, что ту бы — большую роль — он бы не сыграл.
- Сам сценарий вы писали под конкретных актеров?
— У меня была короткометражка, потом я из нее сделала "Вечное возвращение", придумала такой сценарий, потом стала пробовать разных актеров.
- В картине очень много актеров, с которыми вы в разное время работали.
— Ну да. Есть те, с кем я работала, но есть и те, с которыми я не работала. Многие репетировали-репетировали и отпали, другие даже снялись и отпали.
- Во время процесса съемок было что-то похожее на показанную в фильме ситуацию? Может быть, вам приходилось много раз "прогонять" одну и ту же сцену, или наоборот первая репетиция в итоге вошла в конечный вариант фильма.
— Нет. Это разговор только в кино. Так не бывает! Репетиция — это репетиция. А съемки — это съемки. Ставится свет, размечается мизансцена. Это будет просто не резко, если так вообще снимать.
- Уже на второй вашей картине композитором выступает Земфира Рамазанова.
— Да, я очень люблю ее песни. Не то, что я с ней работаю, я с ней даже и не встречаюсь. Я была на ее концерте. На меня сильное впечатление произвело, когда она вдруг вышла и спела арию Герцога. Мне показалось это так свежо, так странно, я подумала, что надо это где-то обязательно использовать. А здесь это подошло. Я обратилась к ней через е-мэйл, чтобы она прислала записи, она прислала.
- На московской премьере фильма вы сказали, что "Вечное возвращение" — ваша 17 картина, включая короткометражные работы, и что "по-своему это тупиковый фильм". Вы планируете еще снимать кино?
— Знаете, очень много тут сплетается вещей, включая здоровье. Вот и все. Мне нужно придумать что-то такое, что мое здоровье позволит мне снимать. Вот этот фильм мое здоровье позволило мне снимать. Он весь павильонный, что гораздо легче. А это трудно придумать фильм, в котором не было бы много объектов, ночных смен, переездов и очень сильной физической усталости, которая всегда бывает в кино.