Рейтинг@Mail.ru
Учитель музыки: как вырастить знаменитого на весь мир скрипача - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Учитель музыки: как вырастить знаменитого на весь мир скрипача

© РИА Новости / Павел КомаровРуководитель отделения оркестровых струнных инструментов Новосибирской специальной музыкальной школы Ольга Марченко, событийное фото
Руководитель отделения оркестровых струнных инструментов Новосибирской специальной музыкальной школы Ольга Марченко, событийное фото
Читать ria.ru в
Дзен
Руководитель отделения оркестровых струнных инструментов специальной музыкальной школы Новосибирска Ольга Марченко рассказала РИА Новости о том, как воспитать таланты и почему важно играть с самого раннего детства.

Всемирно известные скрипачи Вадим Репин, Антон Бараховский, Илья Коновалов и другие начинали свой путь в Новосибирской специальной музыкальной школе (НСМШ). Накануне Международного дня музыки, который отмечается 1 октября, руководитель отделения оркестровых струнных инструментов школы Ольга Марченко рассказала корреспонденту РИА Новости Марии Кормильцевой, как воспитать таланты и почему важно играть с самого раннего детства.

Новосибирские музыканты борются за право выступить на Олимпиаде в Сочи
- Ольга Владимировна, чем отличается ваша школа от других музыкальных? Как происходит отбор?

— Наше учебное заведение было создано 40 лет назад при новосибирской консерватории. Музыкальная и общеобразовательная школа находятся у нас в одних стенах. В первый класс в основном дети поступают из подготовительного, где они начинают заниматься с пяти-шести, а иногда даже с четырех лет.

В основном они приходят в подготовительный класс по желанию родителей или после того, как ребенок захотел заниматься музыкой.  В этом году привели мальчика, который так хотел играть на скрипке, что пытался гитару переделать в скрипку. Но не получилось смычок к ней приспособить.

© РИА Новости / Павел КомаровРуководитель отделения оркестровых струнных инструментов Новосибирской специальной музыкальной школы Ольга Марченко с ученицей на занятии
Руководитель отделения оркестровых струнных инструментов Новосибирской специальной музыкальной школы Ольга Марченко с ученицей на занятии
В июне проводится конкурс во все классы. Меньше всего набираем в первый класс: от шести до девяти человек, а в этом году очень большой набор – 13. Мы в предыдущие годы столько не набирали.

В остальные классы, начиная со второго, мы набираем из детских музыкальных школ Новосибирска и других регионов – Абакана, Иркутска, Братска, Омска, Кемерова, Тайги, Юрги, очень много из Барнаула. Есть из-за границы: из Казахстана, Южной Кореи, Японии  - но их сейчас единицы.

- Если ребенок из семьи музыкантов, ему проще?

— Не всегда. Мне не столько важно, чтобы родители знали, как играть на скрипке. Главное, чтобы они были заинтересованы тем, чему обучается ребенок, организовали ему режим дня и занятий.

В начальном периоде обучения очень важна роль родителей. Кто-то должен пожертвовать своим личным временем в пользу ребенка. Мамы всех наших знаменитых скрипачей – Репина, Бараховского, Венгерова, Коновалова – так и сделали.

© РИА Новости / Павел КомаровРуководитель отделения оркестровых струнных инструментов Новосибирской специальной музыкальной школы Ольга Марченко с ученицей во время занятия
Руководитель отделения оркестровых струнных инструментов Новосибирской специальной музыкальной школы Ольга Марченко с ученицей во время занятия
- Сколько часов в день ученик должен заниматься на инструменте?

— Это зависит от возраста, на первом-втором году обучения оптимальное время – полтора-два часа. Чистого времени получается минут 40, остальное уходит на подготовку, отдых. Ведь занятие это не только игра, надо уделять время инструменту, разбирать ноты, обязательно давать отдыхать рукам. Без перерывов заниматься нельзя.

Где-то примерно с 13-14 лет дети начинают заниматься самостоятельно, по три-четыре часа в среднем. В выходные больше — часов пять-шесть.

Дирижер Владимир Спиваков на репетиции с Новосибирским академическим симфоническим оркестром. Фото с места событийДирижер Владимир Спиваков на репетиции с Новосибирским академическим симфоническим оркестромДирижер Владимир Спиваков на репетиции с Новосибирским академическим симфоническим оркестромМузыканты Новосибирского академического симфонического оркестра
Спиваков попросил новосибирского губернатора купить оркестру скрипки
- В школе будущие знаменитости чем-то отличались от сверстников?

— Конечно, они сразу отличались. Максим Венгеров уже в пять лет был таким ребенком, о которых говорят: родился со скрипкой в руках. Он блестяще выполнял все задания педагога.

Антон Бараховский с детства отличался особенной музыкальностью. И он сразу попал в руки замечательного педагога Матвея Борисовича Либермана, который предъявлял к маленьким детям требования такие же, как к взрослым музыкантам. И Антон с этим достойно справлялся.

Сейчас это просто изумительный скрипач, он – концертмейстер симфонического оркестра Баварского радио, который входит в пятерку лучших оркестров мира.

Илья Коновалов – очень одаренный парень, одухотворенный музыкант, талантливый с детства. Он внук Исидора Аркадьевича Зака, который долгие годы был главным дирижером театра оперы и балета.

Совсем в раннем возрасте Илья по собственной инициативе брал у дедушки партитуры опер и читал с листа все скрипичные партии. В настоящее время он является концертмейстером Израильского симфонического оркестра под управлением Зубина Меты.

Вадим Репин в отличие от всех предыдущих ребят – не из семьи музыкантов, но ему очень  повезло с мамой, которая ради того, чтобы учить Вадика на скрипке, бросила учебу в медицинском институте. Сидела на каждом уроке профессора Захара Брона, записывала каждое его слово.

Талант Репина был виден с первых дней обучения на скрипке. В результате уже в школьные годы он стал лауреатом конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе. И сразу после окончания школы стал концертирующим скрипачом.

Антонио Вивальди
Терапевтическая скрипка Антонио Вивальди
- Кто вам из них больше нравится?

— Они все разные. Постановочная школа может быть разной, но это не означает, что один хуже или лучше. Я вообще против этих сравнений, считаю, что люди, а особенно люди искусства, не должны соперничать. Они должны сотрудничать. Было бы ужасно, если бы наши выпускники все были одинаковые.

И мы очень рады, я не люблю слово "гордимся", что они все наши выпускники. Мы им желаем, чтобы их карьера продолжалась, чтобы их жизнь сложилась счастливо.

Со всеми ребятами наша школа поддерживает творческие и личные отношения. Они периодически приезжают, дают мастер-классы, концерты. В стенах школы все это бесплатно. Вадим Репин уже в течение десяти лет выплачивает стипендии троим лучшим ученикам выпускного класса.

- Может ли уже взрослый человек стать музыкантом?

— Бывают случаи, что дети в 11 лет начинают заниматься музыкой и становятся впоследствии профессиональными музыкантами. Но это скорее исключение. Взрослый выучит несколько пьес, правда, на любительском уровне. Возраст не позволит играть так, как хотелось бы. Но даже если человек просто занимается для себя, он уже начинает понимать язык музыки. Для него открывается еще одно окно в мир. 

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала