Для того, чтобы услышать произведения Антонио Вивальди, со дня рождения которого сегодня исполняется 335 лет, необязательно идти в консерваторию.
Его пронзительная, эмоциональная скрипка звучит в кино, на телевидении, на улицах городов.
А ведь пару столетий назад о нем отзывались так - "некий Вивальди, кумир гениального Баха". Признание настигло композитора, променявшего карьеру священника на музыку, спустя столетия. Но теперь – на века.
В музыке Вивальди сочетается множество настроений, часто противоположных, и огромное количество тем.
В своем творчестве композитор совместил "несовместимое" - духовную и светскую музыку: одним из первых он стал писать музыку для и для церкви (мессы), и для консерваторий (кантаты и оратории), и для оперы. Сейчас самым известным считается его цикл "Времена года". Сонеты, предшествующие каждой части, Вивальди дополнил необычными описаниями музыки: "лай собак", "усталость от жары", "шторм", "пение птиц".
Сведения о жизни Вивальди до сих пор разнятся, известно, что родился он в Венеции, но точная дата рождения не выяснена: по одним данным, композитор появился на свет в 1678 году, по другим в 1675-м. Отец Вивальди владел цирюльней, где по тем временам для развлечения клиентов было принято держать музыкальные инструменты, и «время от
времени» поигрывал, затем стал членом одного из музыкальных обществ, а позже - главным скрипачом в капелле Святого Марка.
С десяти лет на скрипке стал играть и Антонио, позже – заменять отца в соборе. Это повлияло и на выбор им будущей профессии – Вивальди собирался стать священником, хотя никогда при этом не оставлял занятий музыкой.
После смерти имя Вивальди, гремевшее по всей Европе, забыли, и только в 1926 году была найдена большая часть его произведений, которые ранее считались утерянными: всего менее века назад свет увидели 300 концертов, 19 опер и 100 вокально-инструментальных композиций.
Подобная несправедливость объясняется натянутыми отношениями с итальянским духовенством: став священником, Вивальди отслужил несколько месс и закончил с духовной службой, ссылаясь на сильные приступы астмы. Таким странным образом недуг, мучавший его с рождения и до самой смерти, позволил композитору целиком посвятить себя музыке.
В конце концов, "неподобающее" для священника поведение, стало поводом для слухов и пересудов, а затем - для запретов и гонений.
Умер Вивальди вдали от родной Венеции. В поисках покоя в 1740-м году он отправился в Вену к своему покровителю, императору Карлу VI. Но ко времени его прибытия император скончался, Европу охватила война за австрийское наследство, и до Вивальди никому не было дела. Он скончался 28 июля 1741 года, как записал местный врач, «от внутреннего воспаления», и был похоронен там же в Вене на кладбище для бедняков.
Подобных примеров в истории немало: забытые на века гении воспринимаются потомками иначе, и Вивальди не исключение. Его музыка надолго пережила своего создателя. В ней есть и спокойствие, и нежность, и трепет, и… лечебная сила: спустя два века после смерти скрипачафранцузский врач-оталаринголог Альфред Томати включил музыку Вивальди в свой метод "слуховой терапии", с боролся с проблемами речевого аппарата (кстати говоря, одним из пациентов Томати был Жерар Депардье, который в то время имел большие проблемы с дикцией). И сейчас композиции Вивальди активно используются в «музыкальной терапии», направленной на лечение физических и психических заболеваний.
Антонио Вивальди. Концерты для скрипки с оркестром из серии "Времена года": "Весна", "Лето", "Зима". Исполняют Михаил Вайман (скрипка) и Камерный оркестр Ленинградской филармонии, художественный руководитель Лев Шиндер. Год записи: 1972.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Аудио предоставлено ФГУП "Фирма "Мелодия"