ТОМСК, 27 сен — РИА Новости, Наталья Брусницына. Более 2,5 тысячи воспитателей детских садов и дошкольных работников Томска отмечают в пятницу свой профессиональный праздник. Принято считать, что с дошколятами занимаются исключительно женщины. Однако есть и исключения: например, в томском детском саду №72 Томска музыкальным педагогом работает мужчина, который когда-то хотел стать теплоэнергетиком.
Поиски призвания
Алексей Пашков или Алексей Петрович, ну, а для самых маленьких обитателей детского сада №72 просто "Петлович", уже восемь лет обучает своих подопечных игре на флейте. Молодой педагог занятия с детьми работой не считает — говорит, что это его призвание. Правда, признается, что после окончания школы у него даже мысли не было, что будет работать в детском саду.
"В 11-м классе я начал думать, куда поступать. Все идут в Томский политехнический университет (ТПУ), значит, и я пойду туда. На уроке математики учитель сказала, что если вы хотите деньги лопатой грести, то нужно идти в теплоэнергетики, я и пошел туда. Четыре года я отучился, удовольствие получал только, когда пары заканчивались", — рассказывает Пашков.
Во время учебы он преподавал в духовом оркестре в детском интернате №4. Тогда и познакомился со своим будущим учителем и наставником Юрием Капитоновым — автором методики обучения детей игре на флейте "Живые нотки", суть которой в том, что дети, даже не зная нот, могут играть музыкальные композиции.
"Я когда с ним познакомился, понял, что вот он самый счастливый человек на свете — он занимается любимым делом. Не ради денег или чего-то еще, а он именно весь отдается этому процессу", — вспоминает Алексей.
Это знакомство стало "роковым" — Пашков перевелся из ТПУ в Томский педагогический университет на специальность "педагог-психолог", защитил диплом "Оздоровительное направление по блокфлейте". А после смерти своего учителя, продолжил его дело и развил. Сегодня игре на флейте учатся дети не только с трех, но и с двух лет.
"Я сначала не думал, что так сильно этим увлекусь, однако в какой-то момент понял, что это и есть мое призвание <…> Я музицирую определенные мелодии под фонограмму, дети начинают повторять мои движения — перебирают пальчиками на флейте. Вот так они и начинают осваивать этот инструмент", — говорит он.
Игра на флейте — не только часть эстетического воспитания, она имеет и оздоровительный эффект. Перебирая пальчиками по инструменту, дети развивают мелкую моторику, а выдыхая воздух, учатся дышать "животом". Диафрагмальное дыхание — это часть дыхательной гимнастики, которая помогает организму малышей легче переносить простудные заболевания.
"Мы делаем праздники флейты или музыкальные калейдоскопы. Моя задача — вовлечь в этот процесс весь детский сад <…> Все получают большой заряд эмоций: дети, родители, преподаватели. Мне комфортно работать в женском коллективе, некоторые наши воспитатели уже тоже учатся играть на флейте", — рассказывает Пашков.
Детская мудрость
По словам педагога, в работе с детьми не обходится без "любимчиков". Но, таковыми малыши становятся не потому, что проявляют особый талант к его предмету.
"Сидят перед тобой дети, смотришь на них, а у некоторых в глазах такая мудрость, какую у многих взрослых даже не заметишь. Иногда даже мурашки пробегают по коже от таких взглядов. Вот словно он не ребенок, а у него за плечами уже несколько жизней прожито. Такие дети притягивают", — отмечает педагог.
По его словам, дети — они другие. Они воспринимают мир иным — в совокупности со всей природой. Взрослым нужно всегда об этом помнить и поддерживать эту особенность.
"Не нужно стараться искусственно их взрослеть. Как можно больше развивайте в детях чувство прекрасного <…> И ограничивайте их от современной "попсы", — советует он.
Незаменимый "Петлович"
По словам старшего воспитателя детского сада Нины Якуниной, Пашков для них не простой преподаватель музыки — он "палочка-выручалочка". Помимо духового инструмента, он владеет аккордеоном, что спасет во время организации концертов. Но главное — его талант помогает самым маленьким ребятишкам привыкнуть к детскому саду.
"Вот когда в ясли деток только приводят — они плачут, просятся домой. И тут мы вызываем в группу Алексея Петровича. Он приходит, начинает играть на инструментах и все — дети забывают про слезы <…> Совсем маленькие не могут выговаривать его имя и отчество, а просто зовут его — "Петлович", — рассказывает она.
Якунина говорит, что благодаря урокам флейты дети становятся более раскрепощенными и открытыми. Занятия проходят всего по 10-15 минут в день, но и этого достаточно, чтобы развить в ребятишках чувство прекрасного.
"Вы бы слышали, как они играют "Одинокого пастуха"! А какие спектакли музыкальные ставит Алексей Петрович с детками! К нам из других районов приходили на открытые занятия, все были в восторге, хотя сначала в глазах у них имеется сомнение — как такие маленькие могут что-то играть на флейте?", — рассказывает собеседница агентства.
И добавляет, что дети "Петловича" просто обожают.
Молодежь идет в воспитатели
Как рассказала РИА Новости начальник городского департамента образования Ольга Васильева, за последние три года доля молодых специалистов в дошкольном образовании существенно выросла.
"Мы рады, что к нам приходят выпускницы педагогического университета <…> Также часто к нам приходят работать молодые женщины, просто потому что нужно устроить ребенка в садик. Они обучаются, проходят курсы повышения квалификации, и часть из них так и остается работать в садике. Там ведь атмосфера очень благоприятная", — сообщила Васильева.
По ее словам, этому поспособствовал и рост зарплат воспитателей за счет компенсационных и стимулирующих выплат. За последний год средняя заработная плата педагога дошкольного образования выросла с 13, 7 тысячи до 22,2 тысячи рублей. До конца этого года планируется увеличить ее еще на 500 рублей.
Помимо повышения зарплат, власти города намерены также заняться улучшением материально-технической базы в детских садах. В первую очередь там, где 20-30 лет не было ремонта.
"Занимаясь наращиванием инфраструктуры дошкольного образования, мы за эти годы только 20 зданий вернули в Томске под детские сады, с 2007 года таким образом создано более 10 тысяч мест в садах. Но мы не имели возможности вкладывать средства в хорошие ремонты, тех зданий садов, которые давно работают", — отметила она.
Васильева пояснила, что, в отличие от старых, в новых детсадах есть бассейны, хорошее оборудование, они снабжены системами наблюдения и электронными замками. Сейчас власти будут искать средства на ликвидацию дисбаланса в оснащении садиков. Власти надеются, что возможность работать в комфортных условиях также позволит сократить дефицит кадров в детских садах.
В настоящее время в муниципальных детских садах Томска потребность в педагогических работниках и обслуживающем персонале составляет 134 человека.