Рейтинг@Mail.ru
Тибет как место для дебатов - РИА Новости, 25.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Коллаж самолет Туризм
Туризм

Тибет как место для дебатов

Читать ria.ru в
Дзен
Дебаты в тибетском буддизме никуда не ушли, это часть обучения монахов в монастырях. Монахи заучивают наизусть коренные буддийские тексты и изучают логику, чтобы правильно строить вопросы и ответы. Логика — основа дебатов, своего рода правила игры.

Монастырь Сера, 20 минут на такси из центра Лхасы. Обычный буддийский монастырь, довольно большой из-за близости к столице автономного района и ухоженный — в силу внимания к нему со стороны туристов. Какие-то строения непонятного предназначения — и вдруг попадаешь на центральную "площадь", то есть внутренний дворик, откуда слышатся крики, споры, смех и хлопки. Глаза разбегаются, ум не находит объяснений происходящему: весь двор заполнен монахами, стоящими и сидящими парами или большими группами и… кричащими друг на друга!

Монахи как будто ругаются. Потом вдруг смеются. Мало того, один из пары сидит, а второй стоит над ним и постоянно орёт на сидящего. Сидящий может даже ничего не отвечать, а уставиться в пространство, что-то изредка бормоча себе под нос. И постоянные хлопки в ладоши — рука вытянута вперёд, вторая рука делает замах, как в бейсболе, и в конце фразы стоящего монаха раздаётся хлопок. Чем активнее спор, тем сильнее хлопки. И вот так человек сто, все кричат, хлопают, смеются, ссорятся…

Неожиданно всё смолкает, монахи садятся в круг и читают молитву. Затем, весело болтая, расходятся по своим делам.

© Фото : Елена КунсэльСтолкновение мнений
Столкновение мнений

Зачем монахи ругаются

В Тибете было не у кого спросить, что всё это значит. Гуляя в соседнем монастыре, мы наткнулись на монаха, сидящего в отдельной комнатке с барабаном. Он читал молитвы, периодически начиная стучать в барабан с такой силой, что закладывало уши. Впрочем, для нас у него нашлось время: он пригласил незваных гостей присесть. Разумеется, мы в первую очередь поинтересовались о причинах увиденного "шоу" в монастыре Сера. Монах добродушно похихикал и начал, как водится, издалека.

"Буддийские монахи — очень спокойные люди. Практики, которые мы выполняем, требуют тишины — и внутренней, и внешней. Поэтому в нашей традиции существуют эти споры, чтобы можно было громко кричать. И в барабаны мы тоже громко стучим", — добавил он и тут же претворил в жизнь озвученное, так что мы снова оглохли.

Логика европейца подсказывала, что монах, как и многие другие тибетцы, просто над нами пошутил. Ситуацию прояснил встретившийся в тот же день соотечественник, который в течение долгого времени путешествовал по Азии. "Ха! Да это же шоу! Чтобы туристов собирать!" — пожурил он нас за незадачливость. Выдвинутый нами контраргумент о том, с какой бы стати благодушным монахам просто так повышать голос, положил было только начавшейся дискуссии конец — русский путешественник лишь отмахнулся от нас.

В самом Тибете мы больше не видели дебатов — именно так называются эти монашеские "шоу". И когда узнали, что такое дебаты, стало ясно почему.

© Фото : Елена КунсэльЕсли русские спорят до посинения, то тибетские монахи - до покраснения
Если русские спорят до посинения, то тибетские монахи - до покраснения

Истина в…

Дебаты появились ещё в древности и ассоциируются у нас в основном с Древней Грецией, Сократом и риторикой. В Древней Индии были известны имена Готамы и Дхармакирти. В то время если бедняк выигрывал дебаты, то есть мог переспорить богатого человека, то богатый отдавал ему своё состояние — настолько ценилась сила слова. Собственно, и Сиддхартха Гаутама доказывал своё совершенство в дебатах. В самом Тибете, когда в VIII веке нашей эры встал вопрос о выборе религии, в монастыре Самье состоялись дебаты между китайскими и индийскими буддистами. Победили индийцы, которые и выбрали новое религиозное направление, заменившее (и впитавшее) традиции Бон.

Взлетная полоса аэропорта в ЛинджиТибетцы из деревень в Лхасе
Семь дней в Тибете
Сегодня дебаты в тибетском буддизме никуда не ушли, это часть обучения монахов в монастырях. Монахи заучивают наизусть коренные буддийские тексты (какие именно, зависит от школы) и изучают логику, чтобы правильно строить вопросы и ответы. Логика — основа дебатов, своего рода правила игры. Сначала дебаты могут быть очень простыми, например, один монах спрашивает другого: "Трава зелёная?" И тот должен отвечать по всем правилам. И так постепенно дискуссия переходит к более сложным темам.

Монахи упражняются в дебатах два раза в день по нескольку часов. В перерывах они изучают тексты, ходят на занятия к наставникам, практикуют и выполняют работу в монастыре. По окончанию семестра (раз в полгода) сдают экзамены. Это полуночные сессии дебатов, которые начинаются часов в 10 вечера и длятся до утра. Они проходят в главном храме (в отличие от "тренировочных" диспутов, которые могут состояться где угодно — в саду, парке, холле, в зависимости от погодных условий) в присутствии старших монахов и геше (монахов, получивших учёную степень). После экзаменов — каникулы! Несдавшие экзамены повторяют курс, но при очередной неудаче их могут отчислить.

По сути монахи каждый день подвергают учение Будды сомнению, так как цель задающего вопросы сбить с толку того, кто отвечает. Каждый день, споря об учении, о словах Будды, они приходят к новому пониманию существования вещей в этом мире и самого мира. И хотя многие утверждают, что в буддизме есть заповеди и догмы, это не совсем так. Будда говорил, что слепой верой в его слова ничего не добьёшься. Понять и осознать этот мир можно только через личное понимание. Именно этим монахи и занимаются каждый день.

© Фото : Елена Кунсэль"Спорная" сессия, как ни крути
Спорная сессия, как ни крути

На повышенных тонах

Диспозиция такова: стоящий монах задаёт вопросы сидящему, и ежели последний не знает ответа, то он молчит. Стоящий разминается, переходя от вопроса к вопросу, ходит туда-сюда, по окончании вопроса громко хлопает в ладоши. После практики по двое-трое они собираются в группы. Монахи садятся в два ряда напротив друг друга, посередине находятся дебатирующие. Когда дело доходит до настоящих споров, лаконичности приходит конец и начинается настоящее шоу: монахи кричат, перебивают друг друга, не отстают и зрители, которые периодически вскакивают и все на тех же повышенных тонах задают свои вопросы. Отвечающие тоже постепенно распаляются. За ними наблюдает своего рода арбитр — старший по дебатам, он может прервать, остановить спор, если тот заходит слишком далеко. Вокруг толпятся миряне, и хотя монахи говорят на тибетском, миряне редко понимают, о чём: это отдельный язык, монашеский, язык текстов и таких выражений, которые миряне просто не знают. Но всё равно смотрят.

Да и мы смотрели. На это невозможно не смотреть — просто невероятно, что о буддизме можно так спорить! Самое интересное, естественно, в развязке: после чуть ли не драки монахи спокойно встают и, посмеиваясь друг над другом и похлопывая недавних собеседников по плечам, расходятся. Они моментально забывают о том, что только что орали друг на друга, доказывая что-то, — не остаётся ни злости, ни раздражения.

© Фото : Елена КунсэльДебатные посиделки
Дебатные посиделки

Замкнутый круг возможностей

Существует легенда, согласно которой один монах так активно дебатировал, спорил и злился, что, хлопнув ладонью с невероятной силой, убил своего оппонента. Правда это или нет, но в Тибете дебаты проходят лишь в некоторых монастырях. Причем это данность отнюдь не последних десятилетий, как можно было бы подумать, — и раньше дебаты были привилегией избранных. Ну, какое правительство может быть заинтересовано в том, чтобы в регионе, который пытается выйти из-под контроля, проходили мероприятия, дающие возможность людям глубже, шире и свободнее мыслить?! Потому-то монастыри, в которых не было дебатов, давали минимальное образование монахам и обучали их некоторым практикам, а также проведению нескольких ритуалов, чем они и занимались на протяжении всей жизни.

Сегодня тибетцы стараются поддерживать традицию дебатов и за пределами Тибета. Например, дебаты входят в обучение в буддийских монастырях (в том числе женских) в Индии. В монастыре Намгьял при резиденции далай-ламы, например, в дебатах участвуют и иностранцы-миряне, изучающие тибетский язык и философию, и пара европейских монахинь (по утверждению которых тибетцы ещё долго будут относиться к женщинам предвзято). Уже существуют книги по тибетским дебатам на английском языке, но всё-таки иностранцы спорят слишком деликатно по сравнению со страстными тибетцами. Так что если увидите кричащих друг на друга буддийских монахов, не пугайтесь, всё хорошо: они просто ищут ответы на вопросы мироздания.

Елена Кунсэль

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала