МОСКВА, 24 сен — Прайм, Татьяна Чубасова. Корпоративное кредитование, за рост которого борются российские власти в попытке разогнать затухающую экономику, не всегда дает ожидаемый эффект и, наоборот, может привести к оттоку капитала из страны, считают аналитики рейтингового агентства Fitch.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Российский бизнес настойчиво просит ЦБ простимулировать рост ВВП снижением ставок по ключевым операциям. Регулятор в свою очередь заявляет, что монетарные стимулы не помогут тормозящей экономике, а лишь разгонят инфляцию, которую ЦБ пытается загнать в целевой ориентир 5-6% на этот год.
Кредиты компаниям в январе-августе выросли на 9%, рост ВВП за этот период замедлился до 1,5%.
"Банковский сектор не кредитует не потому, что у него есть какие-то ограничения, а потому что спроса нет <…> Почему корпоративное кредитование не растет? Растет, довольно здорово, но не за счет банковского сектора, а за счет, в частности, внешних заимствований. Есть ряд крупных компаний, которые имеют возможность занимать на западе по низким ставкам, у них есть валютная выручка, риски валюты закрыты", — заявил старший директор Fitch Александр Данилов на конференции во вторник.
По подсчетам рейтингового агентства, внешний долг корпоративного сектора удвоился до 400 миллиардов долларов с 2007 года.
"Если корпоративное кредитование в объемах растет, почему это ретранслируется в невысокий экономический рост?" — спросил Данилов.
Потому что…
Отрасли производства занимают лишь треть в структуре ВВП, констатирует Fitch, в то время как лидируют финансовые услуги, сделки с недвижимостью и торговля.
Кредитование сделок в сегменте недвижимости может позитивно сказаться на росте ВВП, но существуют риски вывода прибыли из страны и усиления оттока капитала, который, по оценкам ЦБ, в этом году составит порядка 67 миллиардов долларов.
Сделки M&A, по мнению Fitch, не являются стимулами роста ВВП. Покупка актива в долг предполагает, что новый собственник будет вынимать деньги из компании на обслуживание этого долга. Вопрос и к продавцу, куда он инвестирует вырученные от сделки средства: вложит в новый бизнес на территории России или выведет за границу.
"За примерами далеко ходить не надо — "Уралкалий". Госбанки отгрузили миллиарды долларов на покупку этого актива. ВВП это никакого не создало, даже обратная динамика", — привел пример Данилов.
Рефинансирование внешнего долга компаний также не стимулирует рост экономики. "Если просто происходит рефинансирование долга — один заемщик сменяет другого — рост ВВП есть? Нет. Отток капитала есть? Естественно, вы просто взяли и погасили внешний долг", — рассуждает Данилов.
Не станет точкой роста и малый бизнес, в котором просрочка выше, чем в среднем по сектору. "По потерям и по эффективной ставке это похоже на ритейл. И мы очень боимся, что если банки начнут его активно развивать, то это обернется нам вторым ритейлом", — предупреждает Данилов.
Рост потребительского кредитования также не спасет затухающую экономику: в структуре российского потребления большая доля импорта, что означает поддержку чужого производителя, считают в Fitch.
"Какие-то должны быть стимулы, чтобы банковский капитал и государственные интересы слились воедино, и мы в конечном итоге видели качественное кредитование, которое ведет к росту ВВП, деньги эти рециркулируют, попадают обратно в экономику", — добавил Данилов.