БЕРЛИН, 21 сен — РИА Новости, Семен Нехорошкин. Немецкие политики в субботу проводят последние предвыборные встречи, на которых попытаются убедить избирателей голосовать в это воскресенье именно за их партию или блок. Кампания по выборам в бундестаг 18-го созыва получилась весьма оживленной и не обошлась без скандалов.
Выборы в бундестаг пройдут 22 сентября. По их итогам будет сформировано правительство и избран новый канцлер. Нынешняя руководитель кабмина Ангела Меркель, которая является лицом блока "Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз" (ХДС/ХСС), идет уже на третий срок. Ее соперник — бывший министр финансов ФРГ Пеер Штайнбрюк, возглавляющий список Социал-демократической партии Германии (СДПГ).
72 часа
В Германии нет Дня тишины, когда запрещена любая агитация и публикация социологических опросов. Самая горячая предвыборная пора здесь — последние 72 часа, начиная с четверга и до 18.00 воскресенья (время закрытия участков для голосования).
СДПГ за эти три дня потратит треть своего медиабюджета, предусмотренного на эту избирательную кампанию. Партия в два раза (до 15 тысяч) увеличивает количество агитационных плакатов на улицах немецких городов. На аналогичный шаг пошли и партии из блока Меркель. Сама канцлер ФРГ за эти три дня примет участие в 12 предвыборных мероприятиях.
В субботу Меркель проведет большую встречу с избирателями, после чего поедет в Штральзунд (земля Мекленбург-Передняя Померания), где находится ее избирательный округ.
Социал-демократам эта кампания обошлась в 23 миллиона евро, ХДС/ХСС потратил на нее 20 миллионов. Бюджеты остальных парламентских партий не столь велики. "Зеленые" и Левая партия потратили на агитацию по 5,5 миллиона, "Свободная демократическая партия" (СвДП) — 4 миллиона евро.
Говорящие плакаты
Однако эта агитационная кампания вызвала волну критики со стороны как СМИ, так и многих партийных функционеров СДПГ. Они указывали, что такая игра на ошибках конкурентов вряд ли встретит понимание у избирателей и, наоборот, может вызвать у них негативную реакцию. В итоге партия в своей уличной агитации сосредоточилась на создании положительного образа своего кандидата Штайнбрюка.
Партия Меркель в отношении плакатов сделала ставку на оригинальность. Среди ноу-хау христианских демократов — "говорящие" постеры. Внешне они ничуть не отличаются от обычных агитационных изображений, но если посмотреть на них при помощи специального приложения Merkel-App, которое можно бесплатно скачать на смартфон или планшетный компьютер, на экране начинает проигрываться видеоролик. Один из плакатов фактически "оживает": улыбающаяся Меркель 50 секунд рассказывает о целях ХДС и призывает отдать за нее на выборах оба голоса. Выборы в бундестаг проходят по смешанной системе: каждый избиратель голосует как за партию, так и за отдельного кандидата, который баллотируется в его округе.
Сторонникам Меркель оказалась не чужда и некоторая самоирония. Партия выпустила серию плакатов с изображением "фирменного" жеста канцлера — сведенных перед собой рук, касающихся только пальцами. Этот жест в Германии давно стал объектом шуток (так, на примере Меркель детей учат не играть с суперклеем).
Скандалы кампании
Кандидатов в депутаты бундестага, в том числе претендента на пост канцлера и членов его "теневого кабинета", обвиняли в финансовой нечистоплотности — получении нелегальных доходов или уходе от налогов.
Нередко политики и сами подливали масла в огонь. Примерно за неделю до выборов в не очень приятной ситуации оказался Пеер Штайнбрюк. Газета Sueddeutsche Zeitung поместила на обложку своего пятничного приложения фотографию, на которой претендент на пост канцлера показывает средний палец. Таким жестом, который во всем мире считается оскорбительным, политик ответил на неприятный вопрос журналистов в рамках "интервью без слов".
Смысл этого фотопроекта газеты в том, что на заданные вопросы герой интервью может ответить только мимикой и жестами. Фото ответа на вопрос об обидных прозвищах, которые политику давали оппоненты и журналисты, впоследствии и был вынесен на обложку. "Пеер-неудача, Пеер-проблема, Пеерлускони — об этих милых прозвищах вы не должны заботиться, или?" — на этот вопрос Штайнбрюк отреагировал презрительной гримасой и показал средний палец левой руки.
Через несколько часов после выхода приложения этот жест политика "зажил" отдельной жизнью в соцсетях. В Twitter появился аккаунт @peersfinger. К настоящему времени блог, который якобы ведет средний палец Штайнбрюка, собрал 1,3 тысячи читателей. В одном из первых постов он отмечает, что неплохо получился на фотографии в газете.
Однако по популярности в соцсети палец серьезно отстает от "микроблога ожерелья Меркель", который читают более 8,8 тысячи человек. Аккаунт @schlandkette появился после того, как канцлер ФРГ пришла на предвыборные теледебаты со Штайнбрюком в ожерелье цветов немецкого флага: черного, красного и золотого. В своем блоге украшение "комментирует" основные политические события и размышляет на тему, будет ли Меркель его еще надевать.