Белла Адцеева
В российский прокат выходит криминальная комедия Люка Бессона "Малавита", в которой режиссер позволяет себе вдоволь посмеяться над своими соотечественниками, а также заставляет главного героя в исполнении Роберта Де Ниро смотреть фильм с Робертом Де Ниро в главной роли.
В маленький нормандский городок приезжает семья Блэйков – образцово-показательные американцы, которые вынуждены менять место жительства в зависимости от очередного заказа отца-писателя (Роберт Де Ниро). Пока тот пишет книгу об американской высадке в Нормандии, его дети-подростки Бэль и Уоррен (Дианна Агрон и Джон Д’Лео) осваиваются в новой школе, а жена (Мишель Пфайффер) готовит вечеринку для соседей с традиционным меню – гамбургерами и колой. Никто из жителей французской провинции не догадывается, что на самом деле Блэйки приехали из Италии, где носили фамилию Манцони, а вежливый писатель, по словам жены, "даже читающий с трудом", целыми днями сидит над исторической книгой на другую тему – собственными мемуарами о мафиозном прошлом. На новом месте герои не изменяют старым привычкам, чем можно объяснить взрыв в супермаркете и новые порядки в местной школе, где старшеклассники обзавелись красноречивыми синяками. Впрочем, хоть как-то выдавать себя семейству запрещено: во Франции Манцони находятся по программе защиты свидетелей после того, как глава семейства сдал следствию своих подельников. Единственное, что напоминает "мистеру Блэйку" о прошлом – опекающий его агент ФБР (Томми Ли Джонс) и пес по кличке Малавита, что в переводе с итальянского – "дурная жизнь", а также одно из названий сицилийской мафии, по которой так тоскует бывший гангстер.
Де Ниро, в чьей фильмографии полно как ролей мафиози, так и отцов семейства "с приветом", в "Малавите", снятой по одноименному роману Тонино Бенаквисты, играет и того и другого. Фильм кишит киноштампами из жизни главарей клана и напоминает все комедии о буднях гангстеров в отставке сразу. Шутки о не слишком гуманных привычках семьи Манцони чередуются с глумлением над провинциальными французскими обывателями: вот они на родном обсуждают "отсталых" американцев прямо за спиной у "миссис Блэйк", вот нерадивые старшеклассники слишком навязчиво предлагают проводить "новенькую" Бэль до дома, а вот предприимчивый сантехник, явившийся на вызов после третьего звонка, с ухмылкой замечает, что "лучше поздно, чем никогда", а потом предлагает заплатить за замену труб, не гарантируя решения проблемы. Несмотря на стереотипность, шутки почти всегда и правда смешные, но даже вместе взятые они не стоят одного эпизода, когда "окультурившийся" экс-мафиози приходит в местный киноклуб в качестве американского эксперта, а из Штатов по ошибке вместо заказанной исторической ленты прислали фильм "Славные парни", смотреть который для ностальгирующего по прошлому Манцони – что соль на рану (кстати, одним из продюсеров "Малавиты" выступил режиссер "Славных парней" и многолетний коллега Де Ниро Мартин Скорсезе).
Не на руку "Малавите" зачастую утрированное поведение героев, да и классический голливудский финал от автора "Леона" выглядит натянуто – хотя вряд ли можно говорить об этих двух фильмах в одном предложении. Несмотря на очевидные недостатки, "Малавиту" предсказуемо "вытягивают" Мишель Пфайффер и Роберт Де Ниро, чья фирменная ухмылка здесь вызывает улыбку еще до того, как его герой успеет произнести слово.