МОСКВА, 18 сен — РИА Новости, Дмитрий Виноградов.
Москва перенаселена, она задыхается от переизбытка людей и автомобилей — этот тезис давно стал общим. В последние 20 лет столица стала жертвой тотального "переселения народов", в поисках лучшей доли сюда едут не только со всей России, но и из других стран. Однако, похоже, что сосуд по имени Москва, раньше казавшийся бездонным, все-таки начал переполняться, и люди потихоньку "потекли" в обратном направлении. Вот несколько характерных историй.
Из Москвы — в деревню
35-летний Алексей Иванов родился в Москве, получил диплом специалиста-культуролога и работал тренером личностного роста и бизнес-тренером — был "корпоративным клерчилой", как он про себя говорит. Ездил по всей стране и учил людей зарабатывать деньги.
Однажды Алексей приехал на базу отдыха, чтобы провести очередной тренинг. Сюда же приехала группа молодежи — лучшие работники одной из сетей закусочных. "Они достали бутылки водки и стали пить из горла, отчаянно и самозабвенно. И потом чего только не творили. Вели себя так, будто им сказали: "Завтра конец света, развлекайтесь на полную катушку". Они пахали целый год, чтобы один день провести на природе".
В этот момент на "корпоративного клерчилу" снизошло озарение: "С этими людьми и нашей жизнью что-то не так. В глобальном смысле. Какой-то сбой, ошибка". Алексей Иванов стал задумываться над тем, чем питается современный горожанин и как он спит. "Мы там, в городе, не спим, а впадаем в поверхностный анабиоз", — убежден он.
Впрочем, долгие годы работы бизнес-тренером не прошли зря: Иванов начал составлять бизнес-планы разных, на тот момент гипотетических, проектов в сфере сельского хозяйства — чтобы дать тем, кто задумывается о том, "что есть", действительно качественные продукты.
![Навыки бизнес-тренера помогли Алексею Иванову разработать бизнес-план для своей фермы Навыки бизнес-тренера помогли Алексею Иванову разработать бизнес-план для своей фермы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96396/87/963968735_0:0:1500:1000_768x0_80_0_0_7cba5b5ab165b7f8a164f06c270e1f3c.jpg.webp)
Вскоре ему удалось найти инвестора. Теперь Иванов живет в Егорьевском районе Подмосковья, где у него три огромных участка общей площадью больше 100 га. Здесь он выращивает декоративные туи, картофель и овощи, разводит коз и цыплят. В прошлом году даже удалось получить экспериментальный урожай арбузов и дынь. Урожай продает все в ту же Москву через известный кооператив "ЛавкаЛавка", специализирующийся на поставках экологически чистой продукции.
А спит Алексей теперь как убитый: "День поработаешь в поле, засыпаешь как ребенок. Просыпаюсь — как рождаюсь заново. А до работы две минуты".
![Навыки бизнес-тренера помогли Алексею Иванову разработать бизнес-план для своей фермы Навыки бизнес-тренера помогли Алексею Иванову разработать бизнес-план для своей фермы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96396/81/963968161_0:0:1500:1000_768x0_80_0_0_0b97ecbc5de87d61c712dfa0dfd889fe.jpg.webp)
Вот так. Из Москвы, бурно развивающегося мегаполиса XXI века, — в деревню, в сельскохозяйственный бизнес, который в России уже много лет ассоциируется с упадком и пьянством.
Однако стоит изучить список фермеров кооператива "ЛавкаЛавка", чтобы поразиться, насколько типична история Алексея. Москва настолько перенасыщена, а пустых ниш в сельском хозяйстве России так много, что места хватит всем. Программисты и журналисты, финансисты и бизнесмены — из Москвы бегут в деревню целыми семьями.
Как свидетельствует социологический опрос фонда "Общественное мнение", проведенный в конце прошлого года, 17% москвичей вполне готовы уехать из Москвы в сельскую местность "при условии предоставления жилья и гарантированного дохода от фермерского хозяйства в 30 тыс рублей в месяц". Свою готовность уехать они объясняют плохой экологией и высокими ценами на недвижимость.
Зачем работать всю жизнь на "однушку" в Москве, если можно купить огромный дом в деревне?
Из Москвы — на "удаленку"
Впрочем, менять свою жизнь столь радикально готовы не все. Да в этом и нет необходимости.
Впрочем, работать "по удаленке" вовсе не обязательно из Таиланда или Индии, как это популярно у программистов и разработчиков компьютерных игр. Уезжая так далеко от родины, человек обычно не воспринимает свой отъезд как постоянный и отдает себе отчет, что живет на чужбине.
А вот переезд куда-нибудь недалеко как раз может быть стратегическим, рассчитанным на многие годы шагом — ведь связь с родиной и работодателями не теряется. Соскучившись по московским кофейням или Красной площади или просто ощутив необходимость в рабочих оффлайновых консультациях, можно приехать в Москву в любой момент.
34-летняя Татьяна Иванова работает в Livejournal менеджером по региональному развитию. Год назад она переехала из Москвы в Краснодар и перешла на "удаленку". "Я родилась в Химках и никогда не думала, что куда-то уеду из Москвы. Как и многие москвичи, страну нашу знала плохо. Смешно сказать, но при первой поездке в Геленджик интересовалась, говорят ли там по-русски и принимают ли рубли!" — воспоминает Татьяна. Если бы кто-нибудь сказал ей тогда, что Краснодарский край станет ее домом…
![Работодатели Татьяны согласились на ее работу по удаленке Работодатели Татьяны согласились на ее работу по удаленке](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96396/99/963969975_0:0:1074:716_768x0_80_0_0_8bd62e13d9e5c3d34c2eddd4a7925463.jpg.webp)
Несколько лет назад Татьяна устроилась в Livejournal, где, в частности, координирует работу с региональными блогерами. За одного из них, жителя Волгограда, вышла замуж и "перевезла" его в Москву — в провинцию Татьяна тогда переезжать категорически отказывалась.
"Мы снимали маленькую однушку на первом этаже за 28 тысяч рублей в месяц. Надежды когда-нибудь купить свое жилье — никакой. Страшно устала от полугодового холода, толпы и давки, хмурых недовольных людей, серого воздуха, которым трудно дышать, — жалуется коренная москвичка. — И задумалась: жизнь есть не только в Москве… Точнее, в Москве-то жизни как раз и нет!"
Молодожены стали всерьез готовиться к отъезду — благо, что в Livejournal пошли навстречу и согласились на ее переход на "удаленку", правда, несколько урезав зарплату.
Главным критерием стал выбор города, где было бы теплее и "чтобы неподалеку было море". "Выбирали между Ростовом и Краснодаром — но если Ростов показался нам настоящим городом, то Краснодар как раз и понравился своей какой-то деревенской атмосферой", — рассказывает Татьяна.
Год спустя она не скрывает своего восторга: "Если есть на свете рай — это Краснодарский край! Все то же самое, что и в Москве. Те же гипермаркеты и торговые центры, 3D-кинотеатры и рестораны. Но зато тут есть солнце, голубое небо и потрясающий воздух. Вкуснейшие настоящие продукты… и такая же настоящая жизнь!"
"В крае два моря, ехать до них — как из Подмосковья на работу в Москву. Раньше я по полтора часа утром и вечером толкалась в транспорте. Теперь за эти три часа мы доезжаем до любимого Новороссийска!" — не устает восторгаться Татьяна.
![Татьяна хотела переехать из Москвы куда-нибудь к морю Татьяна хотела переехать из Москвы куда-нибудь к морю](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96396/62/963966279_0:0:800:600_768x0_80_0_0_e96797e48e543281450a6621f8245d7d.jpg.webp)
При этом цены на многие товары и услуги оказываются ниже. Например, продукты, если покупать местное, оказываются на 30-50%% дешевле, чем в Москве — и натуральнее. Еще нагляднее пример с жильем. "Сейчас мы снимаем квартиру вдвое больше, чем в Москве, и в два раза дешевле: огромную двушку с двумя балконами в хорошем доме близко к центру".
Уже в следующем году супруги собираются взять ипотеку, которая для Татьяны с ее московской зарплатой вполне доступна: "Однушки стоят 1,5 млн рублей, двушка с большой кухней в хорошем районе — 3 млн рублей".
Если же вдруг свою нынешнюю работу она потеряет, возвращаться в Москву Иванова ни за что не будет. "С московским или питерским резюме можно прекрасно устроиться", — уверена она. Работы в крае много, хотя зарплаты от московских заметно отстают.
"Но работать на Москву, а жить при этом в регионе — реально, — настаивает она. — Считаю правильным сделать карьеру в Москве, а потом с московским резюме жить и работать там, где хочется".
Социология подтверждает ощущения
То, что подобные случаи не редкость, становится ясно, когда обратишься к статистике. Согласно опросу, проведенному в апреле этого года исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, только 69% москвичей говорят о том, что им нравится жить в своем городе. Для сравнения, в Петербурге таких заметно больше — 85%.
Что характерно, число счастливых москвичей не просто мало — оно еще и снижается год от года. По опросам того же Superjob.ru, еще в 2010 году их было 76%, а в 2012-м уже 72%.
"Сумасшедший и неприветливый город", — цитируют социологи 30-летнего специалиста IT-отдела. А 21-летний продавец жалуется: "Кругом табак, мат, шум, алкоголь, неуважение, дикость".
Картина становится еще более наглядной, если сравнить ее с данными опросов в двадцати других российских городах, которые в то же время проводил исследовательский центр Superjob. В подавляющем большинстве из них уровень удовлетворения горожан жизнью выше, чем в Москве. От Иркутска и Тольятти (в них довольны жизнь 70% горожан) до Краснодара, куда переехала сотрудница Livejournal Татьяна Иванова, и Тюмени (87 и 88%) — похоже, что везде люди наслаждаются жизнью, в то время как москвичи влачат жалкое существование.
Судя по опросу, хуже, чем в Москве, живется только в таких мегаполисах, как Омск (53% довольных), Саратов, Волгоград и Хабаровск.
Кто они, эти беглецы?
Всех "беглецов из Москвы" — то есть тех недовольных, кто все-таки решился на побег — можно разделить на несколько больших групп. Во-первых, это покорители столицы-"неудачники". После нескольких лет в Москве они по разным причинам пришли к выводу, что это не для них — не смогли "зацепиться", не понравилось качество жизни и так далее. Кто-то изначально рассматривал жизнь в столице как временную и ставил целью заработать на квартиру в родной провинции.
Другая группа провинциалов — это те, кто, поработав в Москве, решил, что дальнейшую карьеру проще развивать в провинции, и согласился на предложение какой-нибудь компании поработать ее представителем в регионе. Зачастую для такой длительной командировки он выбирает другой регион, не свою "малую родину". А московское начальство его ценит именно за то, что он хорошо знаком с провинциальным менталитетом и свой отъезд из столицы не считает жизненной катастрофой.
По словам Ильгиза Валинурова, президента корпорации кадровых агентств Business Connection, работающего и в Москве, и в регионах, случаи, когда московский соискатель просил бы найти ему работу обязательно в регионе, бывают не так часто.
"Один раз к нам пришел коммерческий директор с зарплатой в 300 тысяч рублей с просьбой найти ему в Краснодаре любую руководящую вакансию в сфере продаж. Туда переезжали из Норильска его родители, и он хотел уехать к ним, — вспоминает Валинуров. — Второй раз к нам обратился директор небольшой ресторанной сети — хотел переехать в регион. Думаю, он осознавал свой невысокий уровень и сложность пробиться в Москве с ее требовательными работодателями и искушенными гостями, и рассчитывал, что в регионе он станет звездой".
А вот случаи, когда соискатели не настаивают на переезде в провинцию, но вполне готовы это сделать, часты. "Соискатели охотно едут в Екатеринбург, в Новосибирск. Есть те, кто готов поехать в Краснодар и в Ростов-на-Дону — считается, что люди там более расслабленные, поэтому туда стремятся те, кто хочет работать поменьше. А вот дальше Иркутска мало кто хочет ехать — перелеты дорогие. Не пользуются популярностью и маленькие города — топовые кандидаты едут туда с меньшим удовольствием", — рассказывает представитель Business Connection.
Недавно, вспоминает рекрутер, был случай, когда соискателя отправили руководить металлургическим заводом в небольшой городок в Удмуртии. Его жена через месяц со словами "там нечем заняться" все-таки вернулась обратно в Москву.
А вот среди региональных работодателей москвичи пользуются популярностью, подтверждает Ильгиз Валинуров. "Считается, что если человек работал на топовой позиции в Москве, то он знает, как управлять большой компанией с филиальной сетью по всей России. Если у региональной компании есть такие амбиции, то им и нужен человек с таким опытом. В регионах таких людей не хватает". Среди востребованных позиций — операционные директора розничных сетей, технические директора и, конечно, генеральные директора. Уровень зарплат — 300-400 тысяч рублей.
Впрочем, говорит Валинуров, "деньги — не ключевой мотиватор при релокации". Обычно таких соискателей "покупают" масштабом задач, которые им предстоит решить. Работодатель оплачивает таким сотрудникам аренду жилья и определенное количество перелетов в Москву и обратно — терять связь со столицей большинство москвичей все-таки не хочет.
Из Москвы — в Кинешму
Ну и, наконец, есть провинциалы и москвичи, которым было "что терять" в столице — работа, недвижимость и так далее, — но они сознательно решились на переезд "за МКАД".
"Неудачниками" их назвать может только тот, для кого жизнь в столице является самоцелью. Сами они, конечно, так не считают. Ведь отъезд "в ссылку" был для них осознанным выбором, и зачастую они имеют все возможности для возвращения в столицу. Но по разным причинам не хотят.
Характерна, например, история 27-летнего москвича Николая Васильева. Три года назад он переехал в Кинешму, которую теперь с гордостью называет "вторым городом Ивановской области". Здесь жили его бабушка и дедушка, поэтому получилось, что Николай как бы "закольцевал" историю романа своей семьи со столицей. Когда-то его отец уехал после школы из Кинешмы в столицу, поступил в московский вуз, работал на заводе АЗЛК. Три года назад отец Николая решил вернуться на малую родину, поближе к стареньким родителям. Там он организовал строительную фирму и позвал на работу сына.
Николай к тому моменту закончил Финансовую академию и работал аудитором в серьезной фирме. "Работа была связана с постоянными разъездами по всей стране. Две недели я проводил в Москве, потом уезжал куда-нибудь для аудиторской проверки. Было очень интересно, но через два года такой работы мне начало казаться, что я двигаюсь по кругу, и дальше будет одно и то же", — вспоминает Николай свою столичную жизнь. В то время Николай стал задумываться о семье, а с таким графиком завести стабильные отношения было невозможно.
Зато из поездок по России Николай привез мысль, что "жить можно не только в Москве, и везде можно найти, чем заниматься"
В общем, Коля решил откликнуться на предложение отца. "Реакция начальства и друзей была удивленной — мол, что ты там будешь делать, в какой-то Кинешме?"
Строительная фирма Николая и его отца строит небольшие жилые дома на несколько квартир. "Мы пытаемся построить и продать то, чего в регионе нет — большие квартиры бизнес-класса. Стоить они будут 30-35 тысяч рублей за квадратный метр", — Николай с отцом "привезли" в провинцию современный взгляд на жилье для среднего класса.
Зарабатывать, правда, Васильев-младший стал меньше, чем в Москве, но ведь и уровень расходов в провинции ниже. Как рассказывает Николай, в деньгах он потерял около 30% процентов и сейчас зарабатывает 50 тысяч рублей. Но на жизнь и семью хватает.
"В провинции мне нравятся люди — спокойные, степенные. Здесь нет пробок, никто никуда не спешит. Нравится отношения между людьми, в том числе с чиновниками — всегда помогут и объяснят, что не так. В Москве в налоговую приносишь комплект документов — возвращают со словами "вы не так оформили". Спросишь, что не так, грубят: "читайте Налоговый кодекс". А здесь приносишь — принимают с просьбой "донести" недостающие или неправильно оформленные бумажки".
![Провинциальные девушки, считает Николай, больше ориентированы на семью, а не карьеру Провинциальные девушки, считает Николай, больше ориентированы на семью, а не карьеру](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96396/76/963967616_0:0:2000:1500_768x0_80_0_0_31e5d47217e5f8fbcec818a9f500fe52.jpg.webp)
Здесь сбылись и его матримониальные мечты — родственники познакомили его с хорошей девушкой. Кстати, местные девушки Николаю тоже понравились больше, чем москвички.
Жительницы столицы больше ориентированы на карьеру и развлечения, считает он, а провинциалки — "более домашние, у них больше ответственности во всем и меньше шума в голове. Меньше желание тусовой, безумной самореализации, у них на первом месте семья, дом и родители".
Сейчас у Николая — уже полуторагодовалый сын, а в сентябре супруги ждут второго.
![Провинциальные девушки, считает Николай, больше ориентированы на семью, а не карьеру Провинциальные девушки, считает Николай, больше ориентированы на семью, а не карьеру](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96396/70/963967071_0:0:2000:1288_768x0_80_0_0_d4ba8d473fdb262c3dd450bfa8a522e8.jpg.webp)
"Когда я уезжал, друзья расстраивались: мол, для меня это шаг назад. Но теперь я смотрю на них — чего вы добились за три года? Поменяли машину? Да, поменяли. Но квартиру никто не купил, миллиардов никто не заработал", — рассуждает он.
В столице у Николая и его отца остается недвижимость, но возвращаться Васильевы не намерены. У них много планов в Кинешме — надо строить на продажу еще два дома. А еще Николай с супругой открыли магазинчик детской одежды — сами столкнулись с тем, что в провинции выбор распашонок невелик, начали возить одежду из Москвы сначала для себя, а потом на продажу. Что лишний раз подтверждает: в провинции много свободных ниш для бизнеса.