Валерия Павлова
В российский прокат выходит "Милая Фрэнсис" — фильм Ноа Баумбаха ("Кальмар и кит", "Гринберг") о кризисе взросления в интерьерах съемных квартир.
Фрэнсис (Грета Гервиг) — девушка инфантильная. В свои 27 лет она любит дурачиться с подругой Софи и мечтает стать знаменитой танцовщицей, но работает в запасном составе труппы современного танца. Она говорит искренне, но невпопад, пытается быть остроумной, но обычно лишь вызывает недоумение и жалость в глазах людей. Она очаровательная и оптимистичная, но почему-то ничего не складывается в жизни.
Жизнь Фрэнсис становится совсем неопределенной, когда Софи переезжает из их квартирки в Бруклине сначала в более дорогой район, где давно мечтала поселиться, а потом к своему другу. Расставание с лучшей подругой оказывается для героини первым серьезным испытанием самостоятельной жизни, которое заставляет задуматься о своем возрасте и будущем. "27 — это вообще-то много", — говорит все тот же Бенжи.
Трагикомедия жизни Фрэнсис разворачивается на просторах черно-белого Нью-Йорка, где самый болезненный вопрос — всегда квартирный. Она останавливается то у одних друзей, то у других, а когда дела становятся совсем плохи, сдает вещи в камеру хранения и уезжает к родителям в Калифорнию. Все изменения в жизни героини происходят вынуждено — с переменой места жительства. Даже сам фильм разделен на главки с временными адресами Фрэнсис — Бруклин, Чайнтаун и, наконец, Вашингтон-хайтс. В конце фильма, но на промежуточном этапе в жизни героини, взросление связано именно с нахождением своего "угла".
Поиски своего места (и физического, и метафизического) приводят Фрэнсис даже в город романтиков и мечтателей Париж, но необдуманная поездка на выходные на деньги с неожиданно подвернувшейся кредитной карты, конечно же, ничем магическим не оборачивается, лишь еще более острым чувством одиночества.
Лента снята в соавторстве режиссером Ноа Баумбахом и исполнительницей главной роли Гретой Гервиг. Кино у них в результате получилось легкое и сентиментальное с набором приятных цитат и реверансов. Это и французская "новая волна", и — неизбежно в интерьерах Нью-Йорка — молодой Вуди Аллен, и даже сериал "Девчонки", только без неловких откровенных сцен, но с участием Адама Дайвера. Здесь же соседствуют цитаты из "Дурной крови" с Дени Лаваном и из "500 дней лета" с Зои Дешанель. Это такой фильм-открытка, в котором Баумбах с удовольствием наблюдает за всеми — неловкими, простодушными, смешными, глупыми и завораживающими — действиями героини Гервиг, и, удивительно, но они выведут ее из экзистенциального кризиса, о котором она, кажется, и сама не догадывается.
В "Милой Фрэнсис" нет настоящего хэппи-энда, но Баумбах и Гервиг очень любят свою героиню (к ним очень быстро присоединяются и зрители), чтобы просто отдать ее на растерзание жизни. Впереди Фрэнсис все также поджидают неопределенность, кризисы разных лет и непрекращающиеся поиски себя, но сегодня она сделала самое главное — взяла свою жизнь под контроль, отпустила знакомые и родные, но изжившие себя отношения с подругой (а в итоге они просто трансформировались в нечто другое, менее нервное) и уже неосуществимые мечтания и сделала шаг вперед. Она не изменила себе и себя, просто в ее жизни начался новый этап, возможно, более осознанный. В конце концов, так называемым неудачникам в мире, где господствует понятие успех, тоже иногда достается свой кусочек счастья.