Рейтинг@Mail.ru
Русские музыканты познакомили голландцев с музыкой Глинки и Аренского - РИА Новости, 13.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Русские музыканты познакомили голландцев с музыкой Глинки и Аренского

Читать ria.ru в
Московское Трио имени Рахманинова приняло участие в фестивале русской камерной музыки. Мероприятие в рамках перекрестного года России-Голландии отметилось концертами в Амстердаме, Роттердаме и Гааге.

ГААГА, 13 сен — РИА Новости, Елена Чишковская. Произведения Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Глинки и Аренского прозвучали в исполнении Московского Трио имени Рахманинова на фестивале русской камерной музыки, концерты которого прошли в Амстердаме, Роттердаме и Гааге в рамках перекрестного года России и Нидерландов с начала сентября.

Фестиваль русской камерной музыки, первые события которого прошли весной в голландском Маастрихте, продолжился серией осенних концертов: 4 и 10 сентября выступления Трио имени Рахманинова состоялись в Амстердаме, 11 сентября — в Роттердаме, а завершается смотр тремя концертами коллектива в Гааге (12-14 сентября).

© Фото : предоставлено организаторами фестиваляМосковское Трио имени Рахманинова на фестивале русской камерной музыки
Московское Трио имени Рахманинова на фестивале русской камерной музыки

Формат камерных концертов — явление для обменных культурных программ перекрестных годов достаточно необычное и редкое. Тем интереснее стал просветительский проект, придуманный Московским Трио имени Рахманинова: в течение десяти дней в абсолютно разных залах коллектив исполнял русскую камерную музыку, причем не только повсеместно любимые в Европе сочинения Чайковского и Рахманинова, но также редко звучащие шедевры — произведения Глинки и Аренского.

Фестиваль Дни Голландии в МосквеСпектакль Дом
Фестиваль "Дни Голландии" начинает свою работу в Москве
Для Голландии идея оказалась удачной: слушатели в этой стране с огромным удовольствием и завидной регулярностью приходят в маленькие залы, и новые, неизвестные сочинения совершенно не отпугивают, а наоборот вызывают интерес. Как призналась РИА Новости одна слушательница в Гааге, она "полюбила Глинку, готовясь к русскому концерту", и "Патетическое трио" понравилось ей больше всего.

Церковь, зал, музей

Концерты фестиваля прошли в очень разных залах: в Амстердаме выступления коллектива состоялись в выставочном комплексе "Эрмитаж Амстердам" и в старой церкви Амстелкерк, уже много лет функционирующей в том числе и в качестве концертной площадки, меломаны Роттердама собрались послушать русскую музыку в камерном зале знаменитого концертного комплекса Dе Doelen, а в Гааге музыкантов принял музей Beelden Aan Zee, где в эти дни проходит выставка современного русского искусства.

Зал De Doelen, в котором всего несколько дней назад триумфально выступил Роттердамский филармонический оркестр под руководством Валерия Гергиева, казалось, уже давно привык к "русским десантам": Гергиев сотрудничает с ведущим оркестром города много лет, здесь же с 1996 года проходит его фестиваль. Любовь к маэстро получила и вещественную форму — на одной из стен в фойе обнаружилась серия портретов Гергиева, выполненных углем.

© Фото : предоставлено организаторами фестиваля русской камерной музыкиКонцертный зал De Doelen
Концертный зал De Doelen

Камерный зал De Doelen, рассчитанный на 600 мест, также оказался во власти русских исполнителей, приготовивших программу из Трио Шостаковича № 1 и № 2 и Трио "Памяти великого художника" Чайковского.

Сугубо академической, тяжеловатой атмосфере зала и сложнейшей программе как нельзя более соответствовала и публика: серьезная, слушавшая с большим вниманием и внутренним напряжением, без видимых эмоций, но в то же время с каким-то ощутимым стремлением постичь смысл исполняемого. Огромное уважение к исполнителям и композиторам-классикам слушатели выразили очень просто: никто не хлопал между частями, ни у кого не звонил мобильный телефон, а по окончании концерта все слушатели поднялись и аплодировали стоя, благодаря Трио за безупречное исполнение.

Музыка и хлеб

Концерт в Гааге разительно отличался от прошедшего накануне в Роттердаме. На сей раз площадкой стал не академический зал, а просторная аудитория музея современного искусства Beelden Aan Zee. Сцена здесь не предусмотрена, однако музей располагает прекрасным роялем и всеми возможностями для проведения разного рода концертов, которые здесь часто совмещаются с лекциями и перформансами.

© Фото : предоставлено организаторами фестиваля Фестиваль русской камерной музыки
Фестиваль русской камерной музыки

В отличие от зала De Doelen, где от восприятия музыки не отвлекала ни одна посторонняя деталь интерьера, посетители концерта в Гааге могли изучить образцы современного русского искусства, расставленные и развешанные по всему залу, что, безусловно, придавало действу особый колорит. Замечательно смотрелись три огромных фигуры големов, созданных из хлеба художником Андреем Кузькиным. Големы занимали центральную площадь зала, там же организаторы расставили и стулья, сделав хлебных великанов полноправными слушателями концертов.

Впрочем, и здесь голландцы, как и в Роттердаме заполнившие весь зал, проявили свою фирменную черту: во время концерта они перестали замечать экспонаты и полностью сосредоточились на исполнявшейся музыке, по достоинству оценив и "Патетическое трио" Глинки, и очень редко звучащее даже в России Трио № 2 Аренского.

© Фото : предоставлено организаторами фестиваляМосковское Трио имени Рахманинова на фестивале русской камерной музыки
Московское Трио имени Рахманинова на фестивале русской камерной музыки

Внешняя невозмутимость была несколько утрачена, пожалуй, лишь во втором отделении — во время исполнения Второго Трио Рахманинова памяти Чайковского. Музыканты сыграли его максимально открыто, не сглаживая, а наоборот — подчеркивая трагичность музыки в кульминациях, что для многих слушателей было сродни культурному шоку. Но в том, что подобное потрясение понравилось, сомнений не было. "Русская музыка такая эмоциональная, это немного тяжело", — призналась РИА Новости после концерта одна из слушательниц. И тут же добавила: "Но в субботу я еще раз приду, чтобы вновь это услышать".

Возможность познакомиться с музыкой Глинки и Аренского у меломанов Гааги еще будет, и не одна: всего в музее запланировано три концерта (серия завершится в субботу). Как сообщили РИА Новости сотрудники музея, все билеты на выступление Рахманиновского трио уже проданы.

Первое выступление Московского Трио имени Рахманинова состоялось в 1994 году в концертном зале Российской Академии музыки имени Гнесиных. Дебют молодого коллектива оказался настолько успешным, что с этого момента ансамбль стал регулярно выступать в лучших концертных залах страны и за рубежом. Среди наиболее интересных выступлений — концерты в зале Гаво в Париже, Большом и Малом залах Московской консерватории, Консертгебау в Амстердаме, филармонии Санкт-Петербурга, Оджи Холле в Токио, Залах Наций ООН в Нью-Йорке и Женеве, во дворце президента Индонезии, Концертхауза в Берлине и многих других. В составе Трио выступают Виктор Ямпольский (фортепиано), Михаил Цинман (скрипка) и Наталья Савинова (виолончель).

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала