С.-ПЕТЕРБУРГ, 12 сен — РИА Новости, Илья Григорьев. Мировая премьера оперы "Доноры", написанной вокалистом первого состава группы "Ленинград" Игорем Вдовиным, состоялась в среду на острове Новая Голландия в Петербурге, где зрители смогли увидеть замятинских персонажей в декорациях современного британского романа.
Прото-Ленинград
В девяностых годах Игорь Вдовин начал свою музыкальную карьеру в группе "Ленинград", где был вокалистом. Записал с коллективом первый студийный альбом 1999 года, получивший название "Пуля", но к следующей же записи этого года покинул коллектив, освободив место у микрофонной стойки "Ленинграда" для Сергея Шнурова.
Первый сольный альбом Вдовина — Light Music for Millions — был результатом экспериментов с электроникой. Пластинка выдалась настолько удачной, что привлекла внимание Земфиры, позвавшей музыканта быть саунд-продюсером ее альбома "Вендетта". Через Земфиру Вдовин познакомился с Ренатой Литвиновой, которая привела его в кино. Первой композиторской работой в этой области для Вдовина стал фильм "Богиня: как я полюбила". Сейчас же количество фильмов с его музыкой перевалило за десяток, а в прошлом году у композитора вышел первый альбом академической музыки — "24", состоящий из прелюдий для рояля.
Книга, фильм, опера
Первая опера Вдовина, хоть это официально нигде не указано, создана по мотивам романа-антиутопии "Не покидай меня" британского писателя японского происхождения Кадзуо Исигуро. В 2010 году книгу экранизировал американский режиссер Марк Романек, а главные роли исполнили актриса Кира Найтли и новый человек-паук Эндрю Гарфилд.
Опера рассказывает о воспитанниках интерната, в котором людей выращивают на органы. Только, в отличие от книги Исигуро, герои в опере Вдовина лишены имен, подобно персонажам Евгения Замятина из романа "Мы" и называют друг друга числами. В книге есть четкий любовный треугольник, но в "Донорах" эта сюжетная линия опущена. Это два небольших различия, оправдывающие формулировку "по мотивам романа", которую Вдовин использует и признает в личной беседе об опере. В остальном же, многие части либретто чуть ли не слово в слово повторяют диалоги из кино и книги.
Сам автор произведения утверждает, что игнорирование имени Исигуро в выходных данных оперы связано с авторскими правами, урегулирование которых пока в проекте.
Удовлетворение потребности в органах
За музыкальную составляющую отвечал оркестр государственного Эрмитажа под управлением итальянского дирижера, недавно ставшего директором петербургского "Мюзик Холла", Фабио Мастранжело.
Одноактная опера шла ровно час. За это время главные герои успели вырасти, раздать свои внутренние органы реципиентам и умереть в муках. Каждый из них воспринимал свою участь донора как данность. И лишь немногие пытались сохранить себе жизнь, доказывая, что у них, так же, как и у других людей, есть душа.
"Тематика оперы актуальна независимо от того, о России она или нет. Есть люди, есть потребность в органах. Надо как-то ее удовлетворять" — говорит автор произведения.
Спортзал для дирижера
На написание оперы у него ушло полгода, на постановку и того меньше. Автор либретто Мария Аршинова — дебютант в своем деле. Но, несмотря на это, петербургская публика с восторгом приняла постановку, а Вдовина после традиционного поклона долгое время не отпускала толпа желающих пожать руку.
"Как только я услышал эту прекрасную музыку, я сразу подумал о том, что эту оперу можно было бы поставить в "Мюзик Холле". Мне опера очень понравилась, хотя она и не подарок для дирижера. Но мне было интересно заняться этим проектом, ведь, как я всегда говорю, дирижировать современную музыку — это спортзал для дирижера. Она держит в тонусе. Нужно придумывать другие жесты и подходы", — сказал РИА Новости Фабио Мастранжело.
В следующий раз оперу "Доноры" можно будет послушать 1 декабря на сцене Большого зала петербургской филармонии имени Шостаковича. После чего, судя по всему, постановка может обрести постоянную сцену в петербургском "Мюзик Холле".