МОСКВА, 12 сен — РИА Новости, Мария Ганиянц. Выставку "Пит Мондриан. Путь к абстракции", на которой будут представлены около 40 полотен основоположника абстрактного искусства, представят в Третьяковской галерее на Крымском валу с 14 сентября по 24 ноября, при этом зрители впервые смогут увидеть художника в окружении его современников, рассказала РИА Новости директор ГТГ Ирина Лебедева.
Все картины — это собственность Муниципального музея Гааги. Они охватывают все творчество Мондриана — от ранних работ конца XIX века до поздних абстракций 1930-х годов.
"Мы очень рады, что в рамках Года Россия — Голландия есть такая возможность — показать произведения одного из важнейших художников-модернистов в Москве. Важно, что выставка проходит в Третьяковской галерее на Крымском Валу, где в основной экспозиции искусства ХХ века зрители могут увидеть работы Казимира Малевича и Василия Кандинского, современников Мондриана, которые также являются основоположниками абстрактного искусства", — отметила Лебедева.
Свою живописную систему Мондриан называл "неопластицизмом", ее программой стал одноименный трактат, полностью изданный в 1920 году. На выставке представлены и ранние произведения, например пейзаж "Сельский дом с бельевой веревкой" (ок. 1897), в котором чувствуется влияние гаагской школы пейзажа, и те работы (например, "Набожность" 1908 года), которые художник писал в период своего увлечения теософией Елены Блаватской. Тогда его еще звали Питер Корнелис Мондриаан. А выставленные в ГТГ "Пейзаж с деревьями" (1912) и "Композиция с деревьями II" (1912-1913) демонстрируют эволюцию его художественного языка в рамках увлечения кубизмом, после его знакомства с полотнами Пикассо, Брака и Сезанна.
Окончательно свой стиль Мондриан обрел лишь после того, как попал в круг художников Тео ван Дусбурга, Барта ван дер Лека и Вилмоша Хусара, вместе с которыми в 1917 году он основал общество "Стиль" (De Stijl). Итогом художественных опытов этого времени стало формулирование идеи и законов неопластицизма. Изобразительными средствами были объявлены плоскости основных цветов — красный, синий, желтый — в их взаимодействии с плоскостями "нецветов" (белый, черный и серый). Правда с Дусбургом Мондриан разошелся — камнем преткновения стали диагонали, за которые ратовал Дусбург в противоположность Мондриановским вертикалям и горизонталям.
В 1919 году Мондриан вернулся в Париж, где была создана одна из знаковых работ абстрактного искусства — "Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим" (1921), ставшая впоследствии практически самым известным произведением мастера. Она также будет представлена на выставке.
О 10 выставках недели читайте в материале проекта Weekend >>