Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

От линии к цвету: 5 картин Пита Мондриана

© Фото : предоставлено отделом по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереиПит Мондриан. "Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным". 1921. Фрагмент
Пит Мондриан. Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным. 1921. Фрагмент
В субботу в Третьяковской галерее на Крымском валу, в рамках кросс-культурного года Россия-Голландия, открывается выставка "Пит Мондриан. Путь к абстракции". Выставка, которая продлиться до 24 ноября, обещает стать одним из важнейших культурных событий этой осени и объектом пристального внимания горожан. Прежде чем занимать очередь в кассу проект Weekend предлагает читателям проследить эволюцию творчества Мондриана на примере пяти его знаковых работ.

"Нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость", эти слова Пита Мондриана в полной мере описывают последний период его творчества. "Геометрические" картины, пространство которых заполнено идеальными квадратами и прямоугольниками чистых цветов – апогей жизни и творчества голландского художника. Один из основоположников абстрактного искусства Мондриан в своем творчестве эволюционировал вместе с ХХ-м веком: от импрессионистских "пятен света" через острые углы кубизма он пришел к собственному стилю уже в самом конце жизни, продолжая творить вплоть до самой последней минуты.

В субботу в Третьяковской галерее на Крымском валу, в рамках кросс-культурного года Россия-Голландия, открывается выставка "Пит Мондриан. Путь к абстракции", в рамках которой будут представлены около 40 работ художника из коллекции Муниципального музея Гааги, где находится крупнейшее собрание его работ. Выставка, которая продлиться до 24 ноября, обещает стать одним из важнейших культурных событий этой осени и объектом пристального внимания горожан. Прежде чем занимать очередь в кассу, проект Weekend предлагает читателям проследить эволюцию творчества Мондриана на примере пяти его знаковых работ.

"Мельница в солнечном свете" (Mill in Sunlight). 1908

©Пит Мондриан
Пит Мондриан. "Мельница в солнечном свете". 1908

Работу, которая сейчас находится в собрании Муниципального музея Гааги, можно считать одной из наиболее ярких иллюстраций раннего периода творчества Мондриана и его кратковременного увлечения импрессионизмом. В этой картине уже явно виден конфликт в творчестве художника, яркие пигменты, влияние фовизма и работ Ван Гога как бы противопоставляются традиционному голландскому мотиву, так часто встречавшегося в работах его предшественников и увлеченных классикой современников. Желто-голубой фон контрастирует с красно-синей мельницей, написанной нарочито грубыми мазками. Даже в этой работе проглядывает некая схематичность и геометричность композиции, к которой художник придет гораздо позже. Увидеть конкретно эту работу художника на выставке в Москве не удастся, но в Третьяковке будут представлены другие произведения этого периода.

Триптих "Эволюция" (Evolution). 1911

© Пит Мондриан
Пит Мондриан. Триптих "Эволюция". 1911

С середины 1900-х годов Мондриан увлекся символизмом и теософскими течениями Рудольфа Штайнера и Елены Блаватской. Влияние этого увлечения заметно, например, в работе "Набожность" 1908 года, которую можно будет увидеть на выставке. Не увидят москвичи в этот раз, к сожалению, самое важное произведение этого периода – триптих "Эволюция". Знаковое произведение художника, в котором "теософский символизм  соединяется с жесткостью линий". На картине показаны "три этапа познания", что отражает религиозные взгляды и моральные принципы Мондриана в тот период.

"Серое дерево" (The Grey Tree). 1912

© Пит Мондриан
Пит Мондриан. "Серое дерево". 1912

В 1911 году Мондриан уехал в Париж, где прожил до июля 1914 года. Это период его увлечения кубизмом, работами Пабло Пикассо и Жоржа Брака. В этот период он отдает предпочтение графическим работам, оставляя цвету второстепенное значение в пику колористическому кубизму Фернана Леже и Робера Делоне.  В этот период Мондриан постепенно отказывается от трехмерности изображения, оставляя лишь линии на плоскости холста. Одновременно художник не оставляет и свою давнюю серию вариаций мотива дерева, некоторые из этих работ можно также увидеть на выставке в Третьяковской галерее. В работе 1912 года "Серое дерево" уже видно как на место изогнутых линий приходят горизонтали и вертикали,  пока еще прерываемые косыми линиями, от которых Мондриан откажется лишь в 1914. Этот мотив – взаимоотношений вертикального (мужского) и горизонтального (женского) – появился в его творчестве несколько раньше, но и в дальнейшем художник продолжал поиски идеальной гармонии между этими двумя началами в своих произведениях.

"Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным" (Composition with Red, Yellow, Blue and Black). 1921

© предоставлено отделом по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи
Пит Мондриан. "Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным". 1921

Наиболее узнаваемые работы художника - его поздние абстрактные произведения, названия которых отличаются в основном нумерацией. Его "геометрическая" живопись – неопластицизм, как назвал свою живописную систему сам автор – во многом перевернула представления современников и потомков об искусстве. Самая известная его работа в этом направлении -"Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным", написанная в 1921 году. Именно об этой работе вспоминают в первую очередь, когда говорят о "мондриановской манере", и ее можно будет увидеть на выставке в Москве. В 1960-х Ив Сен-Лоран вдохновившись стилем художника (и "Композицией" 1921 года в частности) создал целую серию лаконичных платьев с абстрактными геометрическими узорами, которые сейчас стали одним из узнаваемых символов модного дома.

"Победа буги-вуги" (Victory Boogie Woogie). 1942-1944

© Пит Мондриан
Пит Мондриан. "Победа буги-вуги". 1942-1944

Эту картину Мондриан закончил в 1943 году, вскоре после своего переезда в Нью-Йорк (в 1938 году он бежал в Америку из охваченной фашизмом Европы). Искусствоведы называют эту работу кульминацией стиля художника и принципов неопластицизма. В отличие от ранних абстрактных произведений, квадраты здесь мельче и ярче, здесь нет ни одного черного пятна, а ячейки чистого цвета лишь оттеняют белое пространство холста. В этой работе нашли отражение шумные достопримечательности и звуки Нью-Йорка 1940-х. Главная отличительная особенность картины – ее ромбовидная форма, холст повернут на 45 градусов. Сейчас картина находится в коллекции музея Гугенхайма в Гааге. Это последнее произведение художника, над которым он работал перед тем, как попасть в больницу. Мондриан скончался от воспаления легких 1 февраля 1944 года и был похоронен в Бруклине.

Узнать подробнее о творчестве художника можно будет на лекции "Пит Мондриан: Пионер абстрактной живописи", которую прочтет эксперт по живописи художника, руководитель музея современного искусства Парижа Бриджит Леаль. 

В Третьяковской галерее на Крымском валу, 20 сентября (пятница) в 19.00

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала