Наталия Григорьева
В российский прокат выходит картина "Интимные места", снятая режиссерами Натальей Меркуловой и Алексеем Чуповым и признанная лучшим дебютом "Кинотавра-2013". Благодаря звучному названию, фильм о психологических и, как следствие, физиологических проблемах москвичей среднего класса, собрал на фестивале аншлаг и, наверняка, потому же привлечет немало зрителей в кинотеатры. И то хорошо – по крайней мере, так смело "про это" в российском кино еще не говорили. И уж тем более не показывали.
Четыре новеллы, плотно переплетенные одна с другой. На прием к психологу Борису (Тимур Бадалбейли) поочередно обращаются мужчины со всем спектром сексуальных проблем. Примерный семьянин Алексей (Никита Тарасов) ищет ответ на вопрос, почему желание у него вызывает не любимая жена, а грубая, необъятных размеров продавщица. Бизнесмен Сергей (его сыграл сам режиссер Чупов) состоит в идеально-стерильном браке с девушкой Евой (Екатерина Щеглова) и вдруг недвусмысленно заглядывается на нового знакомого, циркового артиста (Павел Артемьев). Модный художник Иван (Юрий Колокольников), фотографирует половые органы и наивно полагает, что в его доме смогут ужиться сразу две жены (Олеся Судзиловская и Ксения Каталымова) – они и правда уживаются, к удивлению Ивана, находя утешение в объятьях друг друга. Надо всем этим особняком возвышается история депутата Людмилы Петровны (Юлия Ауг), которая днем борется за нравственность, а ночи проводит в компании вибратора. И этому предмету предстоит сыграть в фильме роковую роль.
В историях, показанных на экране, не приходится искать скрытых смыслов и философской глубины. Грустные портреты современников – успешных, богатых, знаменитых, но отчаянно одиноких. Каждый из них по-своему борется с тотальной сексуальной неудовлетворенностью, влияние которой на поведение, отношения и поступки в нашем табуированном обществе очевидно недооценено. Отсюда и страх, с которым герои подступаются к своим желаниями, и ежедневная ложь близким, множащая количество несчастных людей в кадре. И даже трагическая абсурдность финала, который превращает шокирующие начальные сцены фильма с лежащим в гробу голым героем Колокольникова в чистой воды фарс и ироничную иллюстрацию вечной связи Эроса и Танатоса. Все вроде бы сводится воедино, но развязки теряются в неспешном и ровном повествовании, где нет кульминации и от которого не нужно ждать катарсиса. К неудовлетворенным персонажам присоединяются неудовлетворенные зрители – да еще и, по большей части, обескураженные и смущенные увиденным. И аншлаг на "Кинотавре", и реакция во время просмотра – нервные смешки невпопад – говорят о том, что российская публика, если и готова к такому кино, то смотреть его не умеет. Везде мерещатся те самые пошловатые "новогодние" комедии, и зрители словно по инерции хохочут над пронзительной сценой с психологом Борисом и проституткой – и правда, чего это он ей голову моет, вместо того, чтобы делом заняться?
Стараниями оператора Марта Таниэля обнаженные тела мелькают в кадре с завидной частотой, тогда как многие действия намеренно остаются вне поля зрения – камера словно "застревает" на крупных планах. И это чуть ли не важнейшее драматургическое решение – теперь мы видим только то, что раньше было не принято показывать, а обыденные вещи оказываются "запрещены к показу". Режиссеры Меркулова и Чупов на ощупь подбирают правильный кино-язык, пытаясь поставить российский фильм на один уровень с современным европейским кино. Но, если западные режиссеры, не зная, чем еще удивить публику, с особым цинизмом демонстрируют на экране сексуальные перверсии всех мастей, то наши пока могут выиграть одним лишь видом голого человека.