НЬЮ-ЙОРК, 11 сен — РИА Новости, Лариса Саенко. Кадры уроженки Уфы Гульнары Самойловой, фоторедактора американского агентства Ассошиэйтед Пресс (АР), запечатлевшие первые минуты трагедии 11 сентября 2001 года, на следующий день были на первых полосах газет всего мира.
Сто кадров, снятых на пленку, вместо которой в AP уже использовали цифровые технологии, принесли уроженке Уфы славу, престижные награды и титулы, включая номинацию на Пулитцеровскую премию. Но национальная трагедия, увиденная своими глазами и пережитая "вживую", перевернула судьбу Гульнары, которая отказалась от завидных контрактов и навсегда ушла из мира новостей.
Утром 11 сентября 2001 года фоторедактор агентства Ассошиэйтед Пресс Гульнара проснулась от завывания сирен за окном и, включив телевизор, узнала о происходящем во Всемирном торговом центре. От башен-близнецов ее дом отделяли всего четыре квартала. Гульнара наспех оделась и бросилась по Фултон-стрит к ВТЦ, схватив камеру и пленки, случайно оказавшиеся у нее дома.
Город в черно-белых тонах
"Я неслась к башням, а все бежали в обратную сторону. Уже стояли регулировщики движения, которые направляли в безопасные места потоки эвакуируемых из зданий людей. Паники не было. Работали бригады скорой помощи, пожарные, из гостиницы Millenium выносили простыни для раненых. Я даже зашла в одну из башен на первый этаж. Но там не было обзора", — вспоминает Гульнара.
Она нашла место, откуда хорошо были видны обе башни. "Стоя на перекрестке, я обернулась на странный шум, выхватила камеру и уже через объектив увидела, что первая протараненная башня наклонилась и начала падать. Стали кричать: "Бегите!" Мы побежали. Я споткнулась и упала на мостовую. Мне показалось, что земля содрогнулась и ушла из-под ног. Я оглянулась — на меня надвигалась огромная серая стена обломков и цементной пыли", — рассказывает Самойлова.
Гульнара бросилась на землю за ближайший припаркованный автомобиль. "Пыль была очень колючей. Наступила тьма. Я начала задыхаться, думая, что заживо похоронена. Тут меня окликнул незнакомый голос: "С тобой все хорошо?" Тогда только я поняла, что выжила", — вспоминает женщина. А тогда она тут же снова достала камеру, перезарядила пленку, сменила объектив и начала снимать.
Всего она сделала около 100 снимков, которые проявила у себя дома, поскольку проявочной студии в АP к этому времени уже не было. Агентство полностью перешло на цифровые технологии. И руководитель, к которому она вбежала со своими пленками, вся в цементной пыли из-под завалов, первым делом отругал ее, что снимала на пленку, и к тому же большинство кадров были черно-белыми. "Но черно-белым стало все вокруг на Манхэттене после того, как обрушились башни", — уверяет Гульнара.
Что осталось за кадром
Возле одного из кордонов Самойлову окликнул полицейский: "Вам не стыдно щелкать чужое горе?"
Вопрос занозой вошел в ее сердце. "Я снимаю свидетельство для истории", — ответила она.
Действительно. Снятые Гульнарой кадры стали бесценной фотохроникой трагедии. Застывшая в кадре колонна людей в цементной пыли является одним из фотосимволов 9/11.
"Они шли молча к Бродвею. Никто не кричал. Все были в шоке…" — вспоминает фотограф. В городе, все столбы которого были увешаны портретами пропавших без вести, по ее фото искали и находили! своих родных и близких. Но не все схватывал объектив отчаянного репортера. Она не фотографировала мертвых, и тех, кто на ее глазах выпрыгивал из охваченных пламенем небоскребов. "Не поднялась рука", — объясняет она.
Тяжелая депрессия, разрыв отношений, когда уже была назначена свадьба, бегство из Нью-Йорка — от воспоминаний, от самой себя…
Моменты счастья
Но сердце снова позвало ее в Нью-Йорк. Сейчас Гульнара снимает свадьбы, у нее процветающая студия на Нижнем Манхэттене. Она называет себя "свадебным репортером" и не просит молодых позировать, ухватывая неуловимую искренность момента.
"Люблю делать портреты счастливых людей", — объясняет свое призвание Гульнара.
Еще один новый проект — серии художественных фото о жизни простых людей из стран, которые чаще относят к развивающемуся миру: Куба, Бирма… А еще она мечтает снять серию работ в российской деревне в глубинке.
Двенадцать лет после трагедии — достаточный срок, чтобы зарубцевались раны. Гульнара снова перебралась в район Нижнего Манхэттена, который, казалось, навсегда покинула 11 сентября 2001 года, забрав с собой лишь камеру, документы и двух кошек.
"Я ничего не боюсь и снова живу на Манхэттене — таков мой ответ террористам. Из моего окна открывается вид на самую высокую башню отстроенного Всемирного торгового центра", — улыбается фотохудожница.