МОСКВА, 10 сен — Прайм, Ольга Кирющенко. Первый опыт прямого участия широких слоев россиян в законотворчестве перешел в финальную стадию. Инициатива оппозиционера Алексея Навального ограничить предельную стоимость автомобилей, приобретаемых чиновниками и сотрудниками госкомпаний для служебных нужд, суммой в 1,5 миллиона рублей набрала 100,144 тысячи голосов на портале "Российской общественной инициативы" (РОИ) и будет передана для рассмотрения и принятия дальнейших решений правительству РФ.
Разработать систему, которая позволила бы продвигать предложения граждан, набравшие 100 тысяч подписей, поручил президент России Владимир Путин в одном из майских указов 2012 года. Для сбора народных петиций был создан портал РОИ, заработавший в марте 2013 года. Сейчас на голосовании там находится 1958 инициатив.
Идея об ограничении стоимости автомобилей чиновников первой преодолела необходимую планку. Впрочем, судя по прошедшему во вторник обсуждению в рамках рабочей группы, рассматривающей гражданские инициативы перед их передачей в правительство, немедленно стать законом ей не грозит. Да и о том, сколько должны стоить их служебные автомобили, чиновники еще подискутируют.
Почем обходятся народу автомобили его слуг
Случаи покупки госслужащими автомобилей класса люкс за государственный счет не единичны. Подобные приобретения становятся достоянием общественности после публикации заказов на портале госзакупок и нередко вызывают широкий резонанс. Причем покупаются дорогие авто не только для президента и министров, но и для чиновников куда более скромного ранга. Так летом 2011 года на портале был размещен заказ на покупку автомобиля для Центральной базовой таможни за 7,5 миллиона рублей.
В ноябре 2012 года Верховный суд закупил два автомобиля марки BMW по цене 5,5 и 6,5 миллиона рублей. В феврале 2013 года администрация Ногинского муниципального района размещала заказ на закупку четырех автомобилей Lexus за 20 миллионов рублей. А в конце марта 2013 года Генпрокуратура заказала себе автомобиль за 6 миллионов рублей.
Впрочем, аппетиты основной массы чиновников куда скромнее. По данным Экспертного совета при правительстве, озвученным министром Михаилом Абызовым, 85-90% автомобилей приобретается для чиновников среднего уровня и стоят они 850-900 тысяч рублей.
Однако покупкой самого автомобиля транспортные расходы чиновников не ограничиваются. По данным, приведенным в ходе заседания рабочей группы, стоимость содержания служебного авто в год может в 2-4 раза превышать его стоимость.
Каким автопарком обладают депутаты и как сопоставляется стоимость их автомобилей с автомобилями супругов? Это и многое другое о российских законодателях можно узнать с помощью Конфигуратора Госдумы >>
Насколько ограничивать?
Законопроект, подготовленный для реализации инициативы Навального, предполагает введение для всех чиновников общей предельной планки стоимости служебного автомобиля в размере 1,5 миллиона рублей. Превышаться эта сумма может лишь в исключительных случаях, оформленных распоряжениями правительства, например, если необходимо купить бронированный автомобиль для особо охраняемого лица.
Впрочем на голосовании на портале РОИ есть и другие предложения: ограничить предельную стоимость служебных авто 900 тысячами рублей, 1 миллионом рублей, пересадить всех чиновников на российские машины и даже вовсе отменить использование чиновниками служебного транспорта.
Члены Экспертного совета при правительстве, проанализировавшие инициативу, высказали опасение, что введение планки в 1,5 миллиона рублей не только не приведет к экономии государственных средств, но и вызовет рост расходов, так как к этой планке немедленно подтянется стоимость основной массы закупок. Сейчас она примерно на треть ниже.
Министр Абызов, возглавляющий рабочую группу, считает, что для чиновников среднего уровня следует установить предельную стоимость служебного автомобиля в 1-1,1 миллиона рублей. Впрочем, эта сумма может быть превышена по решению руководителя ведомства, который должен публично объяснить причины своего решения. Ограничивать аппетиты госслужащих более высокого ранга, по мнению Абызова, должно их непосредственное руководство: для министров и их заместителей — правительство, для парламентариев — руководство Госдумы и Совета Федерации.
Впрочем, есть у членов рабочей группы и альтернативные идеи. Так ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил оставить служебные автомобили лишь высшим чиновникам (министрам, их заместителям, руководителям служб и агентств), а транспортные расходы чиновников среднего звена монетизировать — дать им соответствующую прибавку к зарплате и предоставить решать свои транспортные проблемы самостоятельно.
Будут думать дальше
Несмотря на предложения отдельных членов рабочей группы как можно скорее внести поддержанную гражданами инициативу в Госдуму в форме законопроекта и в том виде, в каком она была одобрена народным голосованием, большинство участников обсуждения высказались за альтернативные решения. Сошлись все лишь в том, что ограничения нужны. "Абсолютно очевидно, что правительство должно навести порядок в области государственных затрат на приобретение и обслуживание автотранспорта", — сказал Абызов журналистам по итогам заседания.
По мнению министра, данный вопрос не является предметом законодательного регулирования. Установить соответствующие нормативы можно в рамках подзаконных актов, которые будут выпущены в развитие закона "О федеральной контрактной системе", вступающего в силу с 1 января 2014 года. Министр пояснил, что в ноябре правительство рассмотрит проект постановления о внедрении механизмов нормирования и лимитирования госрасходов. В соответствии с этими механизмами будут утверждаться и нормы расходов на служебный транспорт.
По итогам обсуждения инициативы в рамках рабочей группы решено подготовить экспертное заключение, учитывающее весь комплекс высказанных мнений. В течение недели оно будет направлено в правительство, сообщил Абызов. Все решения по нормированию стоимости приобретения и обслуживания автомобилей для чиновников должны быть приняты до 1 января 2014 года.
Что на очереди
Рассмотрения рабочей группой ожидают и следующие инициативы с портала РОИ. 100 тысяч голосов уже набрало предложение отменить закон №187 о произвольной блокировке интернет-ресурсов, размещающих "пиратский" контент. Читайте подробнее >>
Активно поддерживают граждане и идею запрета "мигалок" для автомобилей чиновников. Это предложение собрало уже 77 тысяч голосов и, по мнению президента Фонда информационной демократии Ильи Массуха, может быть вынесено на рассмотрение рабочей группой уже на следующем ее заседании.
Пользуются популярностью также предложения о законодательном введении права граждан на самооборону и защиту личного имущества (более 70 тысяч голосов), отмене транспортного налога и конфискации имущества у чиновников-взяточников (более 50 тысяч голосов).